МАКАРИЙ НОТАРА - Страница 19

Служба Макарию Нотаре была составлена преподобным Никифором Хиосским, возможно, в последние годы его жизни (в 1819–1821 гг.). Однако на утрене помимо канона, принадлежащего перу преподобного Никифора Хиосского, в отдельных рукописях и изданиях приведён также канон «на чудеса святого», составленный преподобным Афанасием Паросским, что говорит о возникновении этого текста, по крайней мере, до 1813 г. (года кончины преподобного Афанасия Паросского). Исследователи отмечают, что в составе службы есть и другие тексты, принадлежащие преподобному Афанасию Паросскому. Оригинальная редакция службы была опубликована в 1930 г., и в ней отсутствует канон, составленный Афанасием Паросским, а вместо канона Никифора Хиосского, помещённого в упомянутых выше изданиях, приведён иной (акростих с алфавитом в обратном порядке). Недавно была предпринята попытка объединить весь этот гимнографический материал в одной службе, где на утрене приводятся уже три канона (два – преподобного Никифора Хиосского и один – преподобного Афанасия Паросского). В честь Макария Нотары был также составлен акафист («Икосы по алфавиту»). В рукописной традиции и в изданиях акафист представлен как творение неизвестного песнописца. Автором этого гимна исследователи называют иеромонаха Исидора (Кириакопулоса; 1819–1889 гг.), которому принадлежит также Житие колливада преподобного Нифонта Хиосского. В икосе «K» содержится важное свидетельство о постриге Макария Нотары в великую схиму, осуществлённом Парфением Скуртосом (который назван здесь святым). Есть и молебный канон (параклис) Макарию Нотаре, составленный современным гимнографом Харалампиосом Бусьясом (акростих: «Макарие, добротолюбивыми нас покажи. Х[аралампиос] Б[усьяс]»). В 2007 г. в Фессалонике была издана служба «преподобным и богоносным отцам-колливадам», составленная известным греческим гимнографом монахиней Исидорой Агиерофеитиссой (т.е. из монастыря святого Иерофея). Согласно этому изданию, Собор святых колливадов «совершается в субботу Светлой седмицы». Между тем составленное монахиней Исидорой Агиерофеитиссой последование представляет собой полную бденную службу, что вызвало определённые споры в среде греческих церковных певцов. Однако для исследователей очевидно, что служба может совершаться и в другие дни, по желанию настоятеля, что и происходит, как правило, в тех обителях, которые связаны с кем-либо из святых колливадов или где особо чтится их память. На утрене после шестой песни помещён достаточно пространный синаксарь, в котором на первом месте находится описание жития и подвигов Макария Нотары.



 
PR-CY.ru