МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 10

Своеобразием этого произведения исследователи называют то, что персонажи показаны в том сане и с теми наградами, которые они имели на момент создания композиции (например, Филарет (Амфитеатров) изображён в сане митрополита, а не епископа, Моисей – с золотым наперсным крестом). Особенности живописи сближают полотно с работами иеросхимонаха Гавриила (Спасского). Наиболее ранняя из известных литографий – прижизненный групповой портрет оптинских старцев конца 1850 – начала 1860 гг., отпечатанный в мастерской Пьера-Жана Поль-Пети по рисунку Петра Фёдоровича Бореля (опубликован в 1862 г. на фронтисписе книги: «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни», СПб., 1862 г). Моисей представлен вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Макарием (Ивановым). Он сидит в центре, голова покрыта клобуком, правой рукой держит посох, левой перебирает чётки. На груди – три наперсных креста: золотой, украшенный драгоценными камнями и наградной для духовенства в память Крымской войны 1853–1856 гг. Проницательный взгляд подвижника устремлён на зрителя. Эстамп из собрания Оптиной пустыни, по мнению исследователей, середины 1860 – начала 1870 гг. (Российская государственная библиотека), по иконографии, за исключением наперсных крестов, совпадает с живописным портретом 1860–1870 гг. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии): Моисей показан фронтально, в левой руке длинные чётки, локтем этой руки опирается на лежащую на столике книгу. На груди старца – те же три креста, что и на групповой литографии. На двух портретах, изданных вскоре после преставления Моисея в литографской мастерской А.И. Прокофьева (с цензурным разрешением от 1 сентября 1862 г.), старец изображён прямолично в богослужебном облачении. На эстампе, хранящемся в материалах по некрополю Оптиной пустыни из собрания Георгия Ивановича Чулкова (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки), поколенное изображение святого в овале, он облачён в фелонь, подризник, епитрахиль, палицу, на голове митра, украшенная дробницами (волнистые редкие волосы Моисея спадают на плечи), в правой руке – архимандричий посох, кисть левой лежит на груди рядом с крестом (похож на орден святой Анны). На ростовом портрете Моисея в овале (Российская государственная библиотека) на нём клобук, монашеская мантия со скрижалями, на груди – три наперсных креста и орден на ленте, в руках – высокий посох и длинные чётки; на заднем плане виден небольшой стол с книгами. На литографии, напечатанной «в пользу» пустыни в мастерской Д.Г. Гаврилова в Москве спустя семь лет после кончины Моисея (цензурное разрешение от 10 февраля 1869 г., Российская государственная библиотека), старец изображён во время предсмертной болезни после пострига в схиму. Он лежит на подушках в светлом подряснике и расшитой крестами и надписями схиме, с измождённым лицом, голова не покрыта (борода седая, волосы с проседью). Ученик и биограф Моисея писал, что «вид маститого старца, лежавшего в схиме на болезненном одре и среди тяжких страданий сиявшего от внутреннего духовного утешения, был так назидательно-величествен, что трудно было оторваться от этого зрелища…».

 



 
PR-CY.ru