МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 11

Подобные эстампы были востребованы братией монастыря, духовными чадами и почитателями Моисея, о чём свидетельствует их переиздание: тоновая литография (мастерская Д.Г. Гаврилова) с таким же рисунком получила цензурное разрешение спустя меньше месяца – 6 марта 1869 г. (Российская государственная библиотека). В изданиях по истории Оптиной пустыни и жизнеописаниях Моисея, авторами которых являются насельники обители, опубликованы (в рост или поколенно, с факсимиле автографа) репродукции портрета святого: старец восседает возле стола вполоборота вправо, в правой руке – приоткрытая книга, в левой, опирающейся на стол, – чётки. Моисей изображён в полной схиме (голова покрыта куколем) с настоятельским посохом и чётками в руках на эстампе, воспроизводящем живописный образ, под названием «Оптина пустынь – почившие настоятели и старцы» мастерской Ефима Ивановича Фесенко в Одессе с московским цензурным разрешением от 17 декабря 1915 г. (Российская государственная библиотека). На западной стене братской трапезной Оптиной пустыни (построена в 1858 г.), между дверью и окном, в 1990 г. на основе группового литографированного портрета восстановлено живописное ростовое изображение Моисея (мастер Лев Николаевич Шархун). Строгий выразительный образ подчёркивается тёмным колоритом фона и одеяний преподобного. Первоначально стенопись была выполнена художником Василием Петровичем Петровым, по мнению исследователей, в середине 1860 – начале 1870 гг., т.е. уже после кончины подвижника в 1862 г. Исследователям известны современные живописные и графические портреты Моисея одного и в числе изображений других оптинских святых (художники Ирина Владимировна Гайдук, Иван Львович Бруни). Иконописные образы Моисея, созданные в Оптиной пустыни после прославления оптинских старцев в лике святых, по типу изображения и особенностям внешнего облика восходят преимущественно к литографиям. Первый большой ростовой образ, на котором Моисей написан вместе с братом и сотаинником преподобным Антонием, был создан в 1995 г. Дмитрием Михайловичем Ермолаевым (ныне игумен Иларион) после обретения и перезахоронения мощей обоих подвижников 22 января 1995 г. Золотофонная икона находится в монастырской церкви Казанской иконы Божьей Матери в приделе Воздвижения Креста Господня, расположена в простенке между окнами близ рак со святыми мощами преподобных. Моисей изображён слева почти фронтально, облачён в клобук, монашескую мантию красно-коричневого цвета с красными скрижалями (на нижних скрижалях, по современной оптинской традиции, помещён вензель «АМ» (архимандрит Моисей)), рясу и схиму, на груди под мантией крест. В правой руке он держит посох, в левой – скитский храм в честь Собора Иоанна Предтечи. На небольшой единоличной иконе Моисея подобной иконографии, написанной к его местному прославлению в Соборе преподобных Оптинских старцев в 1996 г. монахом Евграфом (Николаевым) в Оптиной пустыни, схима или епитрахиль надета поверх мантии, рука, поддерживающая храм, скрыта под мантией (ризница Оптиной пустыни). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Моисея обычно изображают рядом с преподобными Антонием или Амвросием Оптинскими в том же изводе – как настоятеля и храмоздателя, что и на единоличных изображениях.

 



 
PR-CY.ru