МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 6

По замечанию епископа Герасима (Добросердова), у Моисея было «умение управлять братством из разных званий, не одинаковой степени образования, умение всем и каждому указать приличное место, занятие, так, чтобы все и каждый, смотря по возможности, старались содействовать благу обители». В своих «Келейных записках» оптинский старец преподобный Варсонофий (Плиханков) отмечал, что Моисей «достиг той вершины духовной жизни, которая называется бесстрастием» (Российская государственная библиотека). Многие воспитанники Оптиной пустыни становились настоятелями монастырей: Геронтий (Васильев) – настоятель Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (1837–1857 гг.), Антоний (Путилов) – малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1839–1853 гг.), Никодим (Демутье) – мещовского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря (1842–1853 гг.), затем малоярославецкого монастыря (1853–1862 гг.), Паисий (Аксёнов) – Тихоновой Калужской пуст. (1857-1858/59), Моисей (Красильников) – Тихоновой Калужской пустыни (1858–1895 гг.), Леонид (Кавелин) – Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря (1869–1877 гг.), наместник Троице-Сергиевой лавры (1877–1891 гг.), Иувеналий (Половцев) – настоятель Глинской в честь Рождества Богородицы пустыни (1861–1862 гг.), впоследствии архиепископ Литовский, Пафнутий (Осмоловский) – настоятель малоярославецкого монастыря (1862–1891 гг.), Марк (Чебыкин) – настоятель Мещовского монастыря (1869–1879 гг.). В 1857 г. членами Русской духовной миссии были назначены ученики старца – Иувеналий (Половцев), Леонид (Кавелин) и Христофор (Яновский). Своему брату преподобному Антонию (Путилову), тяготившемуся должностью настоятеля малоярославецкого Черноостровского монастыря, Моисей советовал искать покой и мир душевный в молитве, покорности воле Божьей и точном исполнении евангельских заповедей: «...Уныние и уклонение от должности, по указанию оного губительного духа уныния, показывает, что ты ещё и доселе ходишь не в истинном разуме, и не в вере..., с твоей волею…, я отнюдь не согласен, а Божией – предаюсь неограниченно». Иеромонаха Иувеналия (Половцева), получившего в 1861 г. назначение на должность настоятеля Глинской пустыни, Моисей наставлял: «...Опыт указал мне такое правило: ежели кому надо сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то смотришь сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно и исправление бывает». В 1854 г. Моисей основал монастырскую библиотеку, в которой была собрана богатейшая коллекция рукописных и старопечатных книг. Основой для этого книжного собрания послужила келейная библиотека преподобного. Один из современников Моисея вспоминал: «...Когда он поедет бывало в губернский город, то прежде всего бежит на базар к знакомому букинисту и подберёт у него решительно всё, что даже в лавке есть интересного, так что после него нечем уже поживиться. Об уме и любознательности покойного свидетельствуют, между прочим, также целые обширные тома рукописей его, хранящиеся в монастырской библиотеке».

 



 
PR-CY.ru