МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 7

В обители выписывали все духовные журналы и книги, причём Моисей старался все их прочитывать. К 1860 г. библиотека пустыни насчитывала свыше 4 тыс. книг (из них 99 рукописей). Святоотеческие издания обители по благословению Моисея отправляли во все духовно-учебные заведения, всем епархиальным архиереям, в лавры и во все общежительные монастыри, в том числе афонские и др. В 1857 г. Моисей получил за это благословение Синода. Моисей издавал «виды» монастыря, которые готовил Дмитрий Михайлович Струков (Российский государственный исторический архив). Моисей отличался щедрой благотворительностью, часто покупал у нуждающихся ненужные для обители вещи, оказывая таким образом милостыню. Своеобразной летописью монастырской жизни при Моисее исследователи называют дневник и келейные записки письмоводителя настоятеля Евфимия (Трунова), которые тот вёл с 1845 по 1877 гг. (Российская государственная библиотека). Литературно обработанные и систематизированные, материалы Евфимия (Трунова) стали основой для книги Сергея Александровича Нилуса «Святыня под спудом: Тайна православного монашеского духа» (1909 г.). Последние три года жизни духовником Моисея был его родной брат преподобный Антоний, который вспоминал об исповеди преподобного: «...С каким сокрушением сердца исповедывал согрешения свои и с каким глубоким смирением преклонял свою выю под недостойную мою руку, прося прощения и разрешения, так что я, взирая на сие, всегда умилялся, и стыдился пред людьми именовать себя духовным отцем такого великого старца!..» (Российская государственная библиотека). Перед кончиной, 6 июня 1862 г., Моисей принял постриг в схиму, в тот же день написал духовное завещание. В июле 1862 г. был опубликован некролог Моисею, написанный ректором Калужской семинарии и настоятелем лихвинского Покровского монастыря архимандритом Герасимом (Добросердовым). В 1865 г. он подготовил отдельную публикацию о Моисее, включив туда краткий очерк жизни настоятеля, вошедший в некролог, а также своё надгробное Слово при погребении подвижника. В октябре 1862 г. в «Церковной летописи “Духовной беседы”» была опубликована статья «Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея», вышедшая в 1863 г. отдельным изданием. Хотя автор не был указан, исследователи предполагают, что эти материалы подготовил к изданию иеромонах Леонид (Кавелин). Воспоминания о Моисее собрал известный русский публицист и криминалист Николай Васильевич Сахаров, уроженец города Козельска. В рукописях сохранилось его «Краткое сказание о жизни настоятеля Козельской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (Российская государственная библиотека) с многочисленной редакторской правкой и заключением: «Может быть, было бы лучше по возможности сократить настоящую рукопись до возможного минимума, конечно, относительно формы, а не сущности содержания. При этом условии будет достигнута главная цель брошюры: ясность содержания, простота изложения и общедоступность по малой её цене» (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru