МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 8

Важным источником сведений для жизнеописания Моисея исследователи называют материалы о рославльских пустынножителях. В 1862 г. в «Домашней беседе» была опубликована статья иеромонаха Леонида (Кавелина) «Последние русские православные пустынножители: (Материалы для истории русского монашества): (1745–1820). Общий взгляд на пустынножительство в России», составленная на основе воспоминаний Моисея, записанных Леонидом (Кавелиным) за несколько лет до кончины преподобного. Материалы для составления жизнеописания Моисея собирали Климент (Зедергольм), Порфирий (Севрюгин), Евфимий (Трунов) и др. (Российская государственная библиотека). Климент (Зедергольм) и монах Свенской обители Сергий (Федотов) работали над составлением «Свода всего напечатанного и по преданию известного о безмолвнолюбивых рославльских отшельниках и прочих современных им и нам подвижниках». Впоследствии эти материалы вошли отдельным приложением в жизнеописание Моисея, подготовленное в 1882 г. Иувеналием (Половцевым). Сохранился рукописный вариант с правкой (Российская государственная библиотека). Архимандрит Никодим (Кононов) отметил, что это жизнеописание должно быть «настольною книгою каждого настоятеля обители». В рукописях сохранились и другие материалы для жизнеописания Моисея, которые не вошли в издание. Например, «Келейные записи некоторых замечательных случаев из жизни и посмертных явлений настоятеля Оптиной пустыни священноархимандрита Моисея» (Российская государственная библиотека) и др. В начале XX в. в Оптиной пустыни проводилась работа по систематизации писем Моисея разным лицам, о чём свидетельствует составленный В. Свириденковым список писем монашествующих к преподобному (Российская государственная библиотека). Особенно назидательной исследователи считают его переписку с братьями (Российская государственная библиотека). Среди адресатов архимандрита – Феофан Затворник (Говоров), игумен Антоний (Бочков), Степан Петрович Шевырёв, Александра Осиповна Смирнова-Россет, Наталия Петровна Киреевcкая, Андрей Николаевич Муравьёв, Евгений Николаевич Норов и др. Эпистолярное наследие Моисея опубликовано фрагментарно. Несколько писем включены в жизнеописание старца. Изданы письма Игнатия (Брянчанинова) к преподобному. Некоторые письма преподобному Антонию вошли в сборник «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев» (2003 г.). 26 июля 1996 г. Моисей был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, 13–16 августа 2000 г. на архиерейском Соборе – общецерковно. Мощи были обретены 26 декабря 1994 г. и покоятся в Казанском храме Оптиной пустыни рядом с мощами его брата, игумена Антония (Путилова). Составлены бденная служба, тропарь четвёртого гласа «Потаенный сердца человек» (иеромонаха Василия (Рослякова)) и тропарь того же гласа «Яко старчества насадитель богоносный», канон первого гласа (ирмос: «Поим песнь новую Богу», кондак третьего гласа: «Богу приближився непрестанною молитвою»). Есть акафист с акростихом по алфавиту, рефрен: «Радуйся, Моисее, обители Оптинския благоукрашение» (Архив Оптиной пустыни).

 



 
PR-CY.ru