МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 2

В обители собрались ученики преподобного Паисия (Величковского) иеросхимонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопов) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий (Концевич), монах Варфоломей (Иванов) и др. 3 августа 1809 г. Тимофей Иванович Путилов был принят в число послушников Свенского монастыря, был пономарём, письмоводителем. В 1810 г. игумен Амвросий (Григорьев) представил послушника Тимофея Путилова к пострижению в монашество, но Синод указом от 8 марта того же года отклонил прошение в связи с тем, что он не прошёл обязательный трёхлетний искус в данной обители, и по причине неправильного оформления увольнения из купеческого сословия. 16 марта 1811 г. в Москве Тимофей Путилов получил увольнительное свидетельство (для перехода из купеческого в духовное сословие) и по совету московского иеросхимонаха Адриана (Алексея (Блинских)) отправился к рославльским пустынножителям, где прожил с перерывами десять лет под руководством старца Афанасия (Степанова) и Досифея (Cеркова). В августе 1812 г. Тимофей Путилов в связи с наступлением французских войск прибыл в Свенский монастырь, через некоторое время по приглашению настоятеля Белобережской пустыни Серафима перешёл в эту обитель и поселился в уединённой лесной келье, где до него подвизались схимонах Феодор (Пользиков), преподобный Лев (Наголкин), иеромонах Клеопа II (Антонов). Позднее перешёл в монастырь, где ухаживал за схимонахом Афанасием (Захаровым), учеником преподобного Паисия (Величковского), впоследствии наставником оптинского преподобного Макария (Иванова). Вскоре вернулся в Рославльские леса, куда в январе 1816 г. прибыл и его родной брат Александр. В том же году братья совершили паломничество в Киев, на обратном пути посетили различные монастыри и общались с иеромонахом Василием (Кишкиным), преподобным Макарием (Ивановым), Филаретом (Данилевским) и др. В 1819 г. братья ездили в Оптину пустынь, познакомились с духовником иеросхимонахом Иеремией, Феофаном (Талуниным) и его учеником Варлаамом (в схиме Вассиан). В том же году Тимофей Путилов келейно был пострижен в мантию (см. поздравление с принятием пострига от Исаии (Путилова) в письме от 28 октября 1819 г. (Российская государственная библиотека)). 2 февраля 1820 г. келейный постриг с именем Антоний принял и брат Александр, его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал Моисей. Уединённая жизнь в Рославльских лесах под руководством опытных старцев стала настоящей школой монашества для Моисея и старца Антония (Путилова). Несмотря на внешние лишения, пустынники утешались внутренним безмолвием, о чём в одном из ранних писем брату писал Моисей: «Находясь в кругу предметов, занимающих зрение, вкус, слух и все чувства, не может уже быть столь сладко мысленное занятие в памяти Бога и поучении святого закона Его. Удалением же от мира, свободившись всех чувственных встреч, увлекающих ум и мысли, всё духовное занятие становится живее, сладостнее, потому что ум, свободясь случаев к рассеянию, начинает собираться в себе, а чрез то и душа начинает чувствовать присутствие Божее, благоговейный к Нему страх и любовь ощутительнее, и чувства внешнего человека внутреннему, то есть уму, становятся покорнее» (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru