МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 9

Исследователям известно несколько живописных и графических изображений Моисея, представленного в сане архимандрита, которые были созданы в последние годы жизни старца или вскоре после его кончины. В 1855 г. иеромонах Гавриил (Спасский; впоследствии иеросхимонах) написал портрет Моисея среднего размера и сделал надпись на обороте холста: «Съ натуры писалъ Скитскiй Iеромонахъ Гаврiилъ 1855го года февраля 25го». Моисей изображён сидящим возле стола вполоборота вправо, одет в чёрную монашескую рясу и клобук, правая рука лежит на книге, на груди – два наперсных креста, золотой и украшенный драгоценными камнями (с эмалевым Распятием в центре). У Моисея узнаваемый облик с индивидуальными чертами: русые волнистые волосы спадают на плечи, борода седая, узкая и раздвоенная на конце. Парным к нему является аналогичный портрет в холодном колорите его брата преподобного схиигумена Антония (Путилова), написанный годом ранее (1854 г., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии: «Угодно в очах Божиих дело сие…»). Исследователи полагают, что именно эти два живописных портрета преподобных Моисея и Антония находились в келье преподобного Макария Оптинского. На другом небольшом живописном портрете Моисея 1860–1870 гг. (исследователи полагают, что тоже из собрания Оптиной пустыни, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), но копийного характера, изображение поколенное и почти фронтальное, стол с книгой показан справа. Преподобный в рясе и клобуке, в левой руке чётки, правая лежит на коленях. Черты немного удлинённого лица правильные, нос крупный, уголки глубоко посаженных глаз опущены вниз, брови широкие, седая борода средней длины раздвоена. Кроме двух наперсных крестов на его груди орден святой Анны второй степени, т.е. портрет создан после получения этой награды в 1859 г. Уникальной по иконографической программе исследователи считают картину 1847 г., посвящённую основанию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни в 1821–1822 гг. (редкая иконография первой половины XIX в.; некоторые духовные лица в статье идентифицированы ошибочно). В центре композиции представлен Филарет (Амфитеатров), которому во время пребывания его епископом на Калужской кафедре принадлежала идея основания скита (детали изображения соответствуют иконографии его портретов середины XIX в.). Справа – благотворитель скита калужский купец Дмитрий Васильевич Брюзгин и оптинский схимонах Вассиан (Гаврилов). Слева, по правую руку от иерарха – настоятель Оптиной пустыни игумен Даниил (Александров), в руке которого книга «Устав обители», и Моисей в профиль, с чётками и рисованным планом скита на свитке. На картине собраны все лица, непосредственно связанные с историей основания скита, хотя композиция имеет в большей степени не исторический, а духовно-символический характер. На это событие указывают и детали обстановки: вид скита с церковью за окном, пейзаж со скитом в раме на стене (напоминает хромолитографию середины XIX в., один из экземпляров в Историческом музее), иконы великих русских скитоначальников – преподобных Нила Сорского и Елеазара Анзерского.

 



 
PR-CY.ru