МОИСЕЙ, Путилов Тимофей Иванович - Страница 3

По воспоминаниям Моисея, «всю церковную службу» они совершали ежедневно «в келье, начиная с двенадцати часов ночи, полунощницу и утреню; после утрени, через час, соборный акафист Божьей Матери; после акафиста, часа через два, часы с изобразительными, и, наконец, вечерню часов в пять вечера. В воскресные и праздничные дни приходили к службе ближайшие старцы: о. Досифей, о. Дорофей, а иногда кто-либо из других рославльских подвижников, живших в большем расстоянии от нас. Отправя вместе службу, пообедаем, что Бог послал, и разойдёмся до следующего праздника». В свободное от богослужений время братья занимались рукоделием, переписывали «полууставом отеческие книги», трудились на огороде, летом собирали грибы и ягоды, которые отдавали «благодетелям, а от них получали печёный хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла, для приправы пустынной трапезы». Сохранились несколько книг, переписанных Моисеем ещё до пустынножительства: «Предания старческие новоначальным инокам, како подобает жительствовати в послушании» (Саровская обитель в 1807 г., Российская государственная библиотека); «Сборник учительный» (1808 г.) (Российская государственная библиотека); «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника (Свенский монастырь, 1810 г.) (Российская государственная библиотека); «Книга Симеона Нового Богослова» (брянская Белобережская пустынь, 1813) (Российская государственная библиотека) и др. В Рославльских лесах Моисей и монах Антоний получили возможность работать со святоотеческим наследием преподобного Паисия (Величковского), рукописные переводы которого хранились у старца Афанасия (Степанова). Делая выписки из рукописей, братья составили несколько сборников, в которых последовательно изложили правила христианской жизни, особенно монашеской: «О подвижничестве иноков», в трёх книгах (Российская государственная библиотека), «О покаянии и спасении души» в трёх книгах (Российская государственная библиотека), «Уединённое поучение» в двух книгах (Российская государственная библиотека), «Душевная пища вседневного употребления» (Российская государственная библиотека). Моисей и преподобный Антоний писали сборники чётким, ровным полууставом, нередко оставляя после статей место для последующих дополнений. Большинство сборников переписаны рукой Моисея, а Антоний иногда помогал брату. Нередко Моисей просил его переписать назидательные отрывки, которые могли относиться и к самому монаху Антонию (Путилову). Например, в первой книге сборника «О подвигах иноческих» Антонием написана только глава «О вреде делания без благословения старцева». В выписке из Четьих Миней говорилось о преподобном Астионе, который пошёл на реку за водой без благословения и потом утаил это от старца, за что оказался борим различными помыслами. После искренней исповеди преподобный Астион ощутил облегчение брани и получил напутствие старца. Сборники, составленные для собственного келейного пользования и назидания, позже были принесены в Оптину пустынь и служили духовным ориентиром как для самих старцев, так и для их учеников. Это, в частности, небольшая рукопись преподобного Антония (Путилова) «Нравоучительные статьи, беседы, молитвы» (Российская государственная библиотека), составленная им для келейного употребления и содержащая чин исповедания грехов перед старцем, и др.

 



 
PR-CY.ru