МИХАИЛ, Голубович Михаил Алексеевич - Страница 9

Товарищем Михаила и его лечащим врачом был благотворитель, инспектор губернской врачебной управы, директор детского приюта, преподаватель духовной семинарии Даниил Осипович Спасович. В именины, 8 ноября, архиерей устраивал в пустыни и на находившемся неподалёку хуторе Антонове народные гуляния с музыкой. К 1868 г. там образовалось обширное животноводческое и птицеводческое хозяйство. Михаил, как и его предшественник, предполагал поселиться в пустыни на покое. 14 мая 1907 г. дом и церковь сгорели, но затем были отстроены, в советское время разрушены (ныне территория Минского автомобильного завода). По отзыву митрополита Иосифа (Семашко), Михаил «сумел выполнить долг православного иерарха и в то же время привлечь к себе расположение образованных людей без различия исповедания и национальности. Плодами такого отношения его к людям, кроме приобретения им всеобщей любви, было то, что многие из польских помещиков Минской губернии жертвовали на православные храмы деньги и строительные материалы». Его предшественник, архиепископ Антоний (Зубко), писал, что Михаил имел «утончённый вкус ко всему изящному», был «необыкновенно вежлив» и хорошо говорил по-польски. По его мнению, лишь «более умные поляки» увидели «под польской оболочкой твёрдый дух русского православия» и поэтому стремились дискредитировать Михаила, представляя его поляком и сторонником «ополячения». Михаил поддержал частного миссионера, отставного поручика В.К. Высоцкого, бывшего католика, принявшего православие в 1858 г., после исцеления у мощей Тихона Задонского. Убедившись в том, что В.К.  Высоцкий «посвятил себя аскетической жизни…, глубоко проникнут чувством русского патриотизма, обладает сметливостью и практическими религиозными познаниями для проповедования Православия околичной шляхте» (т.е. «своей» социальной среде), а также «в сердечной преданности его миссионерскому призванию», владыка просил и получил разрешение М.Н. Муравьёва на то, чтобы В.К. Высоцкий распространял среди верующих иконы, крестики и духовную литературу. В 1864 г. архиепископы Антоний (Зубко) и Михаил решили учредить в Минске православное миссионерское общество – Миссионерско-патриотическое братство, построенное на принципах равенства мирян и духовенства и независимости от администрации, целью которого было бы противостояние католицизму. Но М.Н. Муравьёв в конце 1864 г. после консультаций с митрополитом Иосифом (Семашко) отклонил эту идею. Михаил, по свидетельству современников, хорошо знал местные реалии, отличался образованностью, проницательностью, склонностью к порядку. В письме Синоду от 28 февраля 1864 г. он отметил проблему существования множества белорусских наречий и поднял вопрос о необходимости формирования единого общебелорусского языка: «В состав Белоруссии входят губернии: Витебская, Могилевская, часть Виленской, Минская Гродненская. В двух первых замечаются поднаречия, именно: на окраинах, смежных с внутренними губерниями, простонародный говор приближается к русскому. В Минской губернии, в частности Речицкого уезда и Мозырском говорят полумалороссийским, а в Пинском – полесским, т.е. грубым малороссийским наречием.

 



 
PR-CY.ru