МИХАИЛ ПСЕЛЛ - Страница 9

Риторическое наследие Михаила Пселла включает энкомии, надгробные речи, инвективы, монодии, апологии, селентии, обвинительные речи, экфрасисы. Яркими образцами эпидейктического красноречия Михаила Пселла исследователи называют энкомии, посвящённые императорам, представителям императорского дома (императрице Евдокии после того, как она вышла замуж за Романа IV Диогена, начало 1068 г.), высшим чиновникам (протосинкеллу Льву Параспондилу в 1055–1057 гг.) и собратьям-интеллектуалам (Иоанну Мавроподу, после 1075 г.). Михаилу Пселлу принадлежит не меньше семи обращений к императору Константину IX Мономаху, самое раннее из которых относится к весне/лету 1043 г. Высокая степень риторизации, неоднозначность надписаний в рукописях, практически полное отсутствие исторической конкретики не позволяют исследователям с точностью установить всех адресатов речей Михаила Пселла. Относительно двух энкомиев исследователям неясно, были они обращены к Исааку I Комнину или к Константину X Дуке. К более позднему периоду исследователи относят речи на воцарение Романа IV Диогена и на заключение им брака с Евдокией в конце 1067 г., на начало похода против сельджуков (предлагаются датировки от начала 1068 г. до весны 1071 г.). Сохраняя в общих чертах античную композиционную схему похвального Слова, Михаил Пселл нарушает жанровые конвенции, завершая энкомии императорам просьбами о подачках, а похвалу Иоанну Мавроподу – увещанием не уходить в монастырь. Другой вид торжественных речей Михаила Пселла – написанные от имени императоров селентии и хрисовулы. К судебному красноречию исследователи относят написанные по заказу Исаака I Комнина пространное обвинительное заключение против Михаила I Керулария, которое не было произнесено из-за кончины патриарха, и две апологии: в защиту низложенного митрополита Филиппополя Лазаря и номофилака от Офриды. Среди надгробных речей Михаила Пселла исследователи выделяют эпитафии трём патриархам: Михаилу I Керуларию, Константину III Лихуду и Иоанну VIII Ксифилину. Речь в честь Михаила I Керулария была составлена, как полагают исследователи, для произнесения на ежегодном празднестве, установленном Константином X Дукой (1059–1067 гг.) в память о патриархе. Более точно датировать речь исследователи не могут. Среди слушателей должны были быть племянники Михаила I Керулария Константин и Никифор, учившиеся у Михаила Пселла и сохранявшие с ним близкие отношения вплоть до 1070 гг. Исследователи отмечают, что тон речи разительно отличается от тона обвинительной речи 1058 г., в которой Михаил Пселл уличал Михаила I Керулария в попытке узурпации власти и изображал его подстрекателем к убийству, святотатцем, еретиком и покровителем развратников и гадателей. Образ патриарха, который рисует Михаил Пселл в надгробной речи, идеализирован, разногласия патриарха с Михаилом Пселлом сглажены.

 



 
PR-CY.ru