МАКАРИЕВ УНЖЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 10

К 2016 г. в Российской национальной библиотеке сохранились три синодика из Макариева Унженского монастыря, в том числе древнейший первой половины XVII в. К старейшим печатным изданиям библиотеки относились книги XVII в., например, Библия (М., 1663 г.). Из богослужебных книг особое место занимало богато украшенное напрестольное Евангелие, пожертвованное в 1677 г. боярином Б.М. Хитрово. Источник преподобного Макария, по преданию, выкопанный преподобным, пользовался особым почитанием местных жителей и паломников. Он находился вблизи от западной стены обители. В Житии источник упоминается в рассказе о дьяке И. Выродкове, который, посетив обитель до 1552 г., исцелился от болезни, «пив воды... с кладезя чудотворца Макария». На протяжении столетий над источником сменилось несколько деревянных надкладезных часовен. В 1869 г. над источником вместо обветшавшей деревянной возвели каменную часовню в честь Макариевской иконы Божьей Матери. В 1850–1860 гг. крестные ходы из Макариева Унженского монастыря с иконой преподобного Макария и Макариевской иконой Божьей Матери совершались по Макарьевскому, Кологривскому, Ветлужскому и Варнавинскому уездам. В 1890 г. был учреждён крестный ход с иконой преподобного Макария из монастыря в город Унжу. Он начинался 15 июня, и 1 июля его участники возвращались обратно. Первое упоминание о ярмарках у стен Макариева Унженского монастыря содержится в грамоте царя Михаила Фёдоровича от 20 сентября 1627 г. В XVIII – начале XX вв. в городе Макарьеве ежегодно устраивали три ярмарки: Крещенскую (12–20 января), Благовещенскую (17–26 марта) и Ильинскую (14–21 июля). На главный праздник обители – в день преподобного Макария (25 июля) – ярмарка не проводилась, т.к. купцы всех ближайших к монастырю губерний уезжали в это время на главную ярмарку России – Нижегородскую (Макариевскую). Макарьевское духовное училище было образовано в городе Макарьеве в 1791 г. В 1802 г. его перевели в монастырь, в двухэтажный корпус больничных палат, примыкавших к Успенской церкви (первоначально училище занимало только первый этаж, а в 1867 г. ему отдали и второй этаж). По инициативе смотрителя Херсонского 24 сентября 1872 г. на окраине города Макарьева состоялась закладка трёхэтажного здания (1873–1880 гг.; архитектор Алексеев), в которое в 1880 г. было переведено училище. Среди выпускников училища, периода его нахождения в монастыре, – архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский), архиепископ Литовский и Виленский Никандр (Молчанов; ум. в 1910 г.), архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) и др. Херсонский (1843–1912 гг.), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, родной дядя епископа Кинешемского Василия (Преображенского), служил смотрителем в 1868–1891 гг. На основании данных из монастырского архива Херсонский написал несколько работ по истории обители. После выхода в 1891 г. на пенсию он был рукоположён во иерея и служил настоятелем в церкви во имя Митрофана Воронежского на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга. Протоиерей Иоанн Херсонский 7 марта 1912 г. был погребён в Митрофаниевской церкви. После того как 15 августа 1890 г. пожар уничтожил в Кинешме здание духовного училища, училище разместилось в двухэтажном корпусе больничных палат. В августе 1891 г. его перевели в Кинешму.

 



 
PR-CY.ru