МАКАРИЕВ УНЖЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

В 1735 г. при больничных палатах Макариева Унженского монастыря была устроена одноглавая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1755–1764 гг. монастырь был окружён каменными стенами с четырьмя восьмигранными башнями. К 1764 г. в вотчине обители состояли: в Понизовской волости Унженского уезда – Макарьевская подмонастырская слобода с селом Ковровым и девятью деревнями (Гаево, Верхнее Ярцево, Нижнее Ярцево, Филино, Уколово, Белошеино, Киселиха, Полома и Заречье), село Спасское с 23 деревнями, село Тимошино и близ него село Нестерово с деревней; в Усть-Нейской волости – село Андреевское на Суходоле с 23 деревнями; в Ветлужской волости – село Новоуспенское (Холкино) с 13 деревнями, село Хмелевицкое на реке Какше с четырьмя деревнями. В этих сёлах и деревнях по ревизии 1744 г. всего значилось 3858 человек (318 служителей, 112 приписных церковников, 3428 крестьян). В 1764 г. все владения Макариева Унженского монастыря подверглись изъятию, а обитель получила статус третьего класса. В монастырь были переведены насельники упразднённых обителей (три иеромонаха из Великой пустыни, три монаха из Варнавиной пустыни во главе со строителем иеромонахом Симеоном, строитель Кажировой пустыни иеромонах Антоний и др.). В 1778 г. при создании Костромского наместничества был образован Макарьевский уезд, центром которого стал город Макарьев (на основе Макарьевской подмонастырской слободы, существовавшей близ монастыря, как полагают исследователи, уже с XV в.). В 1796 г. г. Макарьев стал центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1714–1727, 1728–1741 гг. игуменом Макариева Унженского монастыря был Леонтий (Павлов), уроженец Юрьевца. В 1728 г. из Юрьевца в монастырь перенесли почитаемую Феодоровскую икону Божьей Матери. Вскоре было составлено «Сказание о перенесении иконы» (инициатором перенесения святыни в «Сказании...» назван игумен Леонтий; исследователи полагают, что он являлся и автором «Сказания...»). В двух списках 1730 гг. исследователям известно так называемое Костромское житие великого князя Юрия (Георгия) Всеволодовича, наиболее вероятным автором которого также является унженский игумен Леонтий (Российская государственная библиотека). В XIX – начале XX вв. в монастыре продолжалось каменное строительство. В 1824 г. к Макариевской церкви с запада пристроили трапезную с двумя приделами: правый – во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, левый – во имя архангела Михаила. В 1832 г. состоялась канонизация Митрофана Воронежского, и в Благовещенском храме был устроен придельный храм во имя святителя, который 6 июня 1833 г. освятил Костромской и Галичский епископ Павел (Подлипский). В 1834 г. в придельный храм из Воронежа был прислан образ Митрофана, освящённый 23 ноября 1834 г. на его мощах. В 1849–1854 гг. к надвратной Никольской церкви была пристроена большая трапезная. К концу XIX в. в Макариевом Унженском монастыре было три часовни. Каменная, в честь Макариевской иконы Божьей Матери (1869 г.), находилась на западной стороне, вне ограды, на источнике преподобного Макария. У восточной стороны ограды, рядом со святыми вратами, стояла деревянная часовня во имя Спасителя, в которой находилась резная фигура Иисуса Христа, сидящего в темнице, у входных ворот ограды – деревянная часовня во имя преподобного Макария Унженского (1866 г.). 15 мая 1837 г. монастырь посетил наследник престола Александр Николаевич (впоследствии император Александр II), совершавший поездку по стране.

 



 
PR-CY.ru