МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 17

В начале XIX в. мелькиты стали создавать собственную систему образования (семинария в Айн-Тразе, 1811 г.; семинария в бывшей патриаршей резиденции в монастыре Дайр-эль-Мухаллис, 1828 г.). Католическая пропаганда опиралась на развитую систему книгопечатания. Оригинальная униатская литература была представлена, главным образом, жанрами религиозной полемики и историографии, а также популярной на арабском Востоке поэзии. Становление мелькитской католической общины сопровождалось появлением множества полемических трактатов и посланий, ожесточённой идейной борьбой с православными. Богословские аргументы, как правило, заимствовались из сочинений испанских и итальянских иезуитов XVII–XVIII вв. Крупнейшими из униатских богословов-полемистов были Евфимий Сайфи, Абдаллах Захир, Юсуф Бабила, Герман Адам. Летописание мелькитов также было тесно связано с задачами религиозной полемики. Юханна аль-Уджайми, первый историограф общины, долго учился в Риме и фактически был арабоязычным представителем римско-католической историографической школы. Он составил историю Антиохийских патриархов от апостольского века до своих дней, стремясь включить Мелькитскую католическую церковь в антиохийскую церковно-культурную традицию. Другие летописцы ставили перед собой более ограниченные задачи, фиксируя текущую политическую историю, часто подаваемую в полемическом ключе (халебская городская хроника Нимы ибн аль-Хури Тумы (ум. в 1770 г.); компилятивная дамасская хроника 1782–1841 гг., опубликованная под псевдонимом Михаил ад-Димашки). Поэт и историк Никула ат-Турк (1763–1828 гг.) оставил описание экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет, шувайрский монах Ханания (Анания) аль-Мунайир (1756 – после 1830 гг.) обобщил ранние исторические записи монахов своей конгрегации и составил ряд трудов по церковно-политической истории Ливана и Ордена аш-Шувайрия. Исследователи отмечают, что для мелькитской историографии были характерны претензии на преемственность по отношению к древней истории Антиохийской церкви, чей путь представлялся как череда попыток воссоединиться с Римской «Матерью-Церковью»; православные же объявлялись «схизматиками», отпавшими от Антиохийской церкви в 1724 г. Усилиями ряда полемистов униаты смогли к середине XIX в. присвоить себе древнее наименование ближневосточных православных – «мелькиты» (отныне это название применялось исключительно к антиохийским христианам-католикам). В XIX в., когда на Ближний Восток начали проникать идеи национализма, мелькитские авторы стали трактовать историю раскола 1724 г. в этническом ключе – как противоборство «национальной» (католической) и «греческой» (православной) группировок. Однако восприятие унии как «национального» сопротивления греческому засилью не выдерживает научной критики в силу отсутствия каккого-либо серьёзного вмешательства фанариотов в дела Антиохийской церкви в османский период вплоть до первой половины XVIII в., а также специфики конфессионального сознания ближневосточных христиан раннего Нового времени, для которых вероисповедная близость значила больше, чем этническая принадлежность.

 



 
PR-CY.ru