МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 12

Мелькитское монашество было объединено в две конгрегации: аш-Шувайрия имела центром монастырь Дайр-Мар-Юханна в Эш-Шувайре, аль-Мухаллисия – монастырь Дайр-эль-Мухаллис. К Ордену аш-Шувайрия по состоянию на 1760 гг. принадлежало восемь обителей (в том числе две женские), расположенных по склонам хребта Ливан и в долине Бекаа, на землях, пожалованных маронитскими, друзскими и другими феодалами. В 1785 г. Орден насчитывал 178 человек, в основном, выходцев из Халеба, а также ливанских горцев. Самым известным главой конгрегации был Николай ас-Саиг (1692–1756 гг.), крупный церковный деятель и поэт, вступивший в ряды шувайрской братии в 1716 г. и избранный верховным настоятелем в 1727 г. Именно с ним связана окончательная переориентация мелькитского монашества с восточной аскетической созерцательности на пропагандистскую и просветительскую деятельность. Николай ас-Саиг разработал монастырский устав по образцу правил Василия Великого и в 1754 г. отослал его в Рим на утверждение. Виднейшим представителем Ордена шувайритов был диакон Абдаллах Захир, автор множества богословских и полемических трудов и основоположник униатского книгопечатания. С 1734 г. в Эш-Шувайре действовала единственная в то время на арабском Востоке типография, выпустившая на протяжении XVIII в. 30 изданий, большей частью литургических и переводных богословских текстов. Из рядов шувайрских монахов в первой половине XVIII в. вышло пять митрополитов. Сфера влияния конгрегации включала Бейрут, Кесруан и весь север Патриархата вплоть до Диярбакыра. В Ордене аль-Мухаллисия преобладали выходцы из Дамаска, а также из Южного Ливана и селений плато Каламун, связанные с Кириллом Танасом и его кланом. Зона деятельности проповедников Ордена охватывала южную часть Ливанских гор, палестинское побережье до Яффы, Хауран, Дамаск, Каламун. Жизнь Ордена тоже определялась василианским уставом, утверждённым в Риме (1745 г.). Среди монахов конгрегации аль-Мухаллисия наиболее известны исследователям Юсуф Бабила, церковный деятель, богослов и проповедник (ум. в 1787 г.), и Юханна аль-Уджайми (1724–1785 гг.), который многие годы обучался в Италии и стал первым историографом мелькитской католической общины. Между двумя конгрегациями существовало сильное соперничество, обусловленное принадлежностью к разным землячествам и выражавшееся в спорах об особенностях обрядов и о степени строгости монастырского устава. Эти дебаты породили обширную полемическую литературу. Было проведено несколько Соборов, на которых оппоненты пытались сгладить противоречия. Противоборство халебской и дамасской группировок достигло своего пика, когда патриарх Кирилл Танас незадолго до смерти созвал Собор в монастыре Дайр-эль-Мухаллис, на котором передал патриарший престол своему племяннику Афанасию IV (V) Джаухару (июль 1759 г.). Архиереи-шувайриты (Максим Хаким, Афанасий Даххан и Василий Баальбекский) категорически отвергли эту комбинацию. Вместе с примкнувшими к ним архиереями Сайды и Акки они обратились с жалобой в Рим. Папская курия аннулировала избрание Афанасия Джаухару и предписала возвести на престол Максима Хакима (август 1760 г.). Афанасий Джаухару отказался принять это решение и был низложен. Интронизация Максима Хакима состоялась в августе 1761 г.

 



 
PR-CY.ru