ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 10

Исследователи полагают, что именно эта характерная черта богословского метода Ланской школы стала причиной критического отношения к нему со стороны Петра Абеляра, сторонника рациональной философской теологии. Вследствие свойственной Ланской школе тенденции во всех вопросах опираться на учение Священного Писания и сочинения отцов церкви она воспринималась современниками и последующими теологами XII в. как оплот католического традиционализма и консерватизма; лишь отдельные представители радикальной монашеской партии, такие как Руперт Дойцский и Герхох Райхерсбергский (ум. в 1169 г.), отвергавшие в целом необходимость обсуждения спорных богословских вопросов в школах, высказывали осторожную критику в адрес Ансельма Ланского и его учеников. Вопрос о том, продолжала ли существовать Ланская школа как центр богословского образования в Лане после смерти Ансельма Ланского, остаётся дискуссионным. Косвенные свидетельства позволяют исследователям предполагать, что Радульф преподавал в Лане до своей кончины, однако ни по талантам, ни по авторитету он не мог сравниться с братом. Около 1130 г. в Лан прибыл Гвальтер из Мортани (ум. в 1174 г.), впоследствии ставший епископом Ланским; с его именем связано начало нового периода богословского образования в Лане. Хотя Гвальтер из Мортани мог воспринять в Лане некоторые идеи Ансельма Ланского, он был самостоятельным теологом, по убеждениям близким к представителям Шартрской школы. Таким образом, к началу 1130 гг. Лан перестал быть идейным центром Ланской школы. Однако в это же время важным средством распространения идей Ланской школы и поддержания её авторитета стали сборники сентенций. Исследователи полагают, что вскоре после смерти Ансельма Ланского ученики начали переписывать подборки его изречений, которые пользовались популярностью у монахов и с их помощью распространились по многим европейским государствам. Отражённые в этих сборниках «мнения Ансельма» ещё долго были образцом церковного богословия и противопоставлялись новым идеям в теологии, преимущественно связанным со школами Петра Абеляра и Гильберта Порретанского. Хотя оба эти теолога учились у Ансельма Ланского, в период споров вокруг их неортодоксальных мнений большинство учеников Ансельма присоединились к их противникам, а ссылки на мнения Ансельма Ланского использовались в процессах против них как доказательство их неправомыслия. Через собрания сентенций Ланская школа сохраняла идейное влияние на схоластическую теологию до конца XII в., когда место разрозненных сентенций заняли строгие по структуре богословские суммы: «О таинствах христианской веры» («De sacramentis christianae fidei») Гуго Сен-Викторского, «Сентенции» («Sententiae») Петра Ломбардского (ум. в 1160 г.), а также «Сумма сентенций» («Summa sententiarum»), автором которой считается Отто (ум. в 1146/1147 г.), епископ Луккский; составители этих сумм опирались при работе над ними как на общий богословский метод «согласования сентенций», так и на некоторые частные мнения Ансельма Ланского и Ланской школы.

 



 
PR-CY.ru