ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 5

Исследователям известны ученики Ансельма Ланского, которые были выходцами из англо-нормандских земель и впоследствии стали прелатами: Вильгельм де Корбейль, архиепископ Кентерберийский (1123–1136 гг.); Александр, епископ Линкольнский (1123–1148 гг.); Нигел, епископ Илийский (1133–1169 гг.); Роберт, епископ Херефордский (1131–1148 гг.) и др. К кругу англо-нормандских учеников Ансельма Ланского принадлежал также Гильберт, ставший впоследствии епископом Лондонским (1128–1134 гг.); он известен исследователям под прозвищем «Универсал» («Universalis»), т.е. «Всеобъемлющий», которое получил вследствие того, что занимался не только философией и теологией, но и церковным правом. В настоящее время считается, что Гильберт, верно следовавший учению Ланской школы, после смерти Ансельма продолжал работу над составлением глосс к Библии, однако уже не в Лане, а в Осере, где он был членом соборного капитула до середины 1120 гг. Об итальянский учениках Ансельма Ланского сохранилось мало сведений. Одним из них был Ландульф, автор автобиографического сочинения «Миланская история» («Historia Mediolanensis»), в котором он упоминает, что учился в Лане вместе с двумя друзьями, впоследствии занимавшими Миланскую архиепископскую кафедру, – Ольриком да Корте (1120–1126 гг.) и Ансельмом делла Пустерлой (1126–1135 гг.). О другом итальянском ученике Ансельма Ланского, уроженце Новары Лотульфе, исследователям известно из повествования Петра Абеляра, который относит его к числу своих завистников и противников, отмечая, что он был одним из наиболее преданных и близких последователей Ансельма Ланского. Исследователям почти ничего не известно и об учениках Ансельма Ланского из германских земель. Исследователи обнаружили прямое упоминание лишь о Гуго Метелле (около 1080 – около 1150 гг.), уроженце Туля; краткий рассказ об Ансельме Ланском исследователи встречают в одном из сочинений Идунга, монаха аббатства Прюфенинг близ Регенсбурга, однако они не могут установить, посещал ли он Лан. Важным свидетельством того, что учение Ансельма Ланского и его последователей воспринималось как учение единой Ланской школы, является полемика, инициатором которой стал влиятельный монах и теолог Руперт Дойцский (ум. в 1129 г.), заявивший в созданном около 1116 г. сочинении «О воле Божией» («De voluntate Dei»), что некоторые мнения, распространяемые последователями Ансельма Ланского и Вильгельма из Шампо как устное учение магистров, являются ошибочными и граничат с ересью. Руперт Дойцский приводил два таких мнения, связанных с темой предопределения Божия: 1) Бог хочет, чтобы возникло зло (malum fieri vult); 2) воля Божия заключалась в том, чтобы Адам пал. Не вступая в прямую полемику с Рупертом Дойцским, Ансельм Ланский отправил краткое письмо Герибранду (ум. в 1128 г.), аббату монастыря Сен-Лоран в Льеже, насельником которого был Руперт Дойцский (это письмо является единственным сохранившимся документом из переписки Ансельма Ланского). Исследователи полагают, что аббат раньше сообщал Ансельму Ланскому о возникших в Льеже спорах, поскольку в первых строках письма Ансельм советует не увлекаться «спорами о словах» и искать истинный смысл богословского учения, который он отождествляет со «смыслом отцов церкви» («sensus patrum»).

 



 
PR-CY.ru