ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 8

Исследователи отмечают, что в процессе создания глосс к работе над ними привлекались и ученики, занимавшиеся в Ланской школе; впоследствии на основании озвученных во время лекций глосс магистра, его письменных замечаний и комментариев, а также глосс учеников и решённых магистром вопросов относительно того или иного сложного места Священного Писания Ансельмом Ланским или его помощниками составлялась «официальная» школьная глосса к той или иной библейской книге. Эти глоссы Ланской школы стали наиболее ранними разделами «Glossa ordinaria». Несмотря на значительное число исследований, посвящённых «Glossa ordinaria», многие вопросы, связанные с происхождением её составных частей и их отношением к другим средневековым библейским комментариям, остаются нерешёнными. К началу XXI в. учёным удалось подготовить критические издания лишь двух разделов «Glossa ordinaria»: глоссы к «Книге Песни Песней Соломона» и первой части глоссы к «Книге Плач Иеремии»; наиболее надёжным источником для других разделов исследователи считают первое печатное издание «Glossa ordinaria», подготовленное А. Рушем в конце XV в., которое, однако, основывается на поздних рукописях и содержит значительное число неточностей. Исследователи отмечают, что авторство глосс к различным библейским книгам, вошедших в состав «Glossa ordinaria», в одних случаях является спорным, в других – не может быть достоверно установлено. Вместе с тем исследователи говорят о сложившемся к настоящему времени научном консенсусе: не претендуя на окончательное суждение, которое будет возможно лишь после анализа всей рукописной традиции «Glossa ordinaria» и подготовки соответствующих критических изданий, исследователи, опираясь преимущественно на внешние свидетельства (ссылки у средневековых авторов, заглавия и рубрики в рукописях, сообщения современников и т.п.), считают, что значительная часть глосс, включённых в состав «Glossa ordinaria», была составлена тремя представителями Ланской школы: Ансельмом Ланским, его братом Радульфом и Гильбертом Универсалом. Ансельма Ланского считают автором глосс: 1) к «Псалтири» и к «Посланиям апостола Павла»; впоследствии глоссы Ансельма Ланского к этим библейским книгам нередко обозначались как «Parva glosatura» («Малые глоссы») с целью отличить их от глосс к этим же книгам Гильберта Порретанского, которые были известны как «Media glosatura» («Средние глоссы»), и глосс Петра Ломбардского, названных «Magna glosatura» («Большие глоссы»); исследователи отмечают, что в строгом смысле лишь глоссы Ансельма Ланского являются частью «Glossa ordinaria», хотя при преподавании в средневековых университетах использовались и другие глоссы; 2) к «Евангелию от Иоанна»; в глоссе широко используются комментарии Алкуина и Иоанна Скота Эриугены, хранившиеся в библиотеке Лана; 3) к «Евангелию от Луки» (исследователи полагают, что вместе с братом). Радульфу приписывается авторство глосс к «Евангелию от Матфея»; Гильберт Универсал считается автором глосс к «Пятикнижию Моисея», а также к некоторым историческим и к большинству пророческих книг Ветхого Завета.

 



 
PR-CY.ru