ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 21

После этой общей преамбулы следует изложение учения о единстве и троичности Бога; упоминаются и другие свойства Бога, в том числе благость, простота, всемогущество. По преизбытку Своей благости Бог творит мир из ничего; учение о творении из предсуществующей материи отвергается. Достаточно подробно автор сборника останавливается на учении о творении ангелов и падении некоторых из них, а также рассматривает творение человека и свойства его первоначальной природы; в этих вопросах он точно следует сентенциям Ансельма Ланского и общепринятому церковному учению. В контексте рассуждения о грехопадении человека рассматриваются вопросы о природе воли и присущем ей свободном решении, а также о соотношении благодати и заслуги, предведения и предопределения. Первородный грех в сборнике интерпретируется как «грех, переданный по рождению» («peccatum traductum ex origine»), т.е. наследуемый каждым человеком от родителей; грех передаётся через тело и оскверняет душу, подаваемую человеку Богом, сразу же после её соединения с телом. В области учения о Боговоплощении и об искуплении автор сборника повторяет общую линию рассуждений Ансельма Ланского, дополнительно пересказывая некоторые святоотеческие мнения. Хотя автор заявляет о намерении рассмотреть все таинства церкви, сборник завершается пространным рассуждением о таинстве крещения и кратким упоминанием о конфирмации; разделы о евхаристии и других таинствах, а также изложение учения о последнем суде и воскресении отсутствуют. Сборник сентенций «Аррасские сентенции» («Sententiae Atrebatenses»; инципит: «Divina essentia teste» сохранился в одной рукописи из библиотеки Арраса; он был опубликован О. Лоттеном, однако лишь частично. Первоначально О. Лоттен считал, что «Sententiae Atrebatenses» являются наиболее ранним из собраний сентенций Ланской школы, однако он отказался от этого мнения после обстоятельного исследования Вайсвайлера, который продемонстрировал, что «Аррасские сентенции» представляют собой талантливую авторскую обработку «Сентенций Ансельма» с добавлением материала из других сборников сентенций. Исследователи отмечают, что «Аррасские сентенции» служат важным дополнением к двум предшествующим сборникам, поскольку в них целиком представлен пространный раздел о таинствах, в вопросах которого последовательно рассматриваются покаяние, крещение, конфирмация, «Таинство Тела Господня», т.е. евхаристия. В настоящее время этот сборник исследователи считают одной из наиболее поздних попыток представить законченный свод богословия Ланской школы.



 
PR-CY.ru