ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 4

После того как Пётр Абеляр высказал своё критическое отношение к методу Ансельма Ланского в кругу его учеников, те предложили ему самому показать, каким образом следует толковать Священное Писание. Пётр Абеляр согласился и начал читать лекции по книге пророка Иезекииля, которые, по его утверждению, пользовались значительным успехом; он также составлял письменные глоссы к этой книге (не сохранились). Однако лекции Петра Абеляра продолжались недолго, т.к. вскоре Ансельм Ланский запретил ему выступать в собственном «месте учительства» («locus magisterii»), сославшись на то, что Пётр Абеляр не имеет необходимого опыта библейской экзегезы и может высказать ложные мнения, за которые Ансельм Ланский не желал нести ответственности ни как его учитель, ни как руководитель школы, предоставивший ему место для преподавания. Вскоре после этого запрета Пётр Абеляр покинул Лан. Исследователи отмечают, что несмотря на субъективный характер повествования Петра Абеляра, оно содержит ряд важных сведений о методе преподавания Ансельма Ланского и о характере Ланской школы: 1) основной формой обучения были «лекции», или «чтения», книг Священного Писания (lectio divinorum librorum) с поясняющими их глоссами магистра; 2) Ансельм Ланский был сторонником сопоставительного обобщения традиционных святоотеческих толкований и не поощрял разработку оригинальных толкований с использованием философского и диалектического методов; 3) письменные глоссы, составленные Ансельмом Ланским или по его поручению учениками, распространялись под именем Ансельма, подкреплялись его авторитетом и воспринимались как общее учение Ланской школы; таким образом, Пётр Абеляр подтверждает, что Ансельм Ланский с учениками вёл работу по составлению глосс к Библии. Исследователи отмечают, что прямое влияние метода и учения Ланской школы на Петра Абеляра едва ли было значительным, однако в своей последующей богословской деятельности Пётр Абеляр неявно пытался выработать альтернативу экзегетическому богословию Ланской школы, подвергая сомнению допустимость обоснования богословских истин с помощью опосредующего обобщения авторитетных мнений отцов церкви и предлагая в качестве альтернативы логико-диалектическую субъективную экзегетику. К числу других французских теологов, посещавших лекции Ансельма Ланского, принадлежит Гильберт Порретанский (около 1076 – 1154 гг.). Из замечания в одной из рукописей исследователи сделали вывод, что он представил Ансельму Ланскому для оценки и исправления составленные им глоссы к «Псалтири», однако других сведений об обстоятельствах и о продолжительности его пребывания в Лане у исследователей нет. У Ансельма Ланского учился также уроженец Лана Гуго Амьенский (ум. в 1164 г.), впоследствии ставший архиепископом Руанским и принимавший участие в церковных процессах 1140 гг. против Гильберта Порретанского как его обвинитель и судья. К числу противников новых идей в области теологии принадлежали ещё два французских ученика Ансельма Ланского: Матвей Альбанский (ум. в 1135 г.), впоследствии ставший видным церковным дипломатом и возведённый в кардинальское достоинство, и Альберик Реймсский (ум. в 1141 г.), который после смерти Ансельма Ланского преподавал в Реймсе и был одним из убеждённых сторонников Бернарда Клервоского в полемике с Петром Абеляром и Гильбертом Порретанским.

 



 
PR-CY.ru