ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 3

По подсчётам исследователей, всего на основании прямых упоминаний в источниках известны около двадцати имён учеников Ансельма Ланского из французских, английских, итальянских и германских земель; в литературе XII в. также встречаются общие упоминания о посещавших Лан клириках и магистрах, которые впоследствии излагали и защищали учение Ланской школы в европейских городах и монастырях, нередко ссылаясь на лекции Ансельма Ланского и пересказывая услышанные ими лично от него мнения. Исследователи полагают, что одним из первых по времени учеников Ансельма Ланского французского происхождения был Вильгельм из Шампо (ум. в 1121/1122 г.), ставший впоследствии авторитетным и широко известным теологом. Продолжительность его пребывания в Лане исследователи определить не могут, однако считают, что оно должно быть датировано до 1100 г., т.к. приблизительно в это время Вильгельм из Шампо начал преподавать в Париже в школе при кафедральном соборе. Вследствие того что многие свидетельства о мнениях Ансельма Ланского и его сентенции содержатся в богословской литературе, восходящей к Парижской школе Вильгельма из Шампо и к основанной им же Сен-Викторской школе (см. ст. Сен-Виктор в Париже), в исследованиях конца XIX – первой половины XX вв. исследователи встречали утверждения, что Ланская школа и Парижская школа Вильгельма из Шампо были в организационном и мировоззренческом отношении единой школой, однако в современной науке это мнение не имеет широкой поддержки. Хотя Вильгельм из Шампо воспринял у Ансельма Ланского ряд методологических и богословских принципов, идейная самостоятельность Вильгельма низ Шампо е позволяет исследователям говорить о нём как о представителе Ланской школы в строгом смысле; вместе с тем он является одним из наиболее важных посредников, обеспечивших рецепцию учения Ланской школы теологами XII в. Исследователи отмечают, что наиболее подробным, однако вместе с тем крайне субъективным и имеющим явные следы личной неприязни к Ансельму Ланскому и его верным последователям является представленное в сочинении «История моих бедствий» («Historia calamitatum») свидетельство Петра Абеляра (1079–1142 гг.) о предпринятой им попытке пройти курс обучения в Ланской школе. Пётр Абеляр решил послушать лекции Ансельма Ланского вскоре после конфликта с Вильгельмом из Шампо в Париже; его пребывание в Лане исследователи готовы датировать примерно 1113 г. Посетив несколько лекций Ансельма Ланского, Пётр Абеляр пришёл к выводу, что его слава как теолога является незаслуженной. Он сравнивает Ансельма Ланского с евангельской бесплодной смоковницей (ср.: Мф. 21:19), с тенью от старого дуба, с огнём, который производит дым, а не свет; признавая способность Ансельма Ланского вызывать восхищение у слушателей яркой риторикой и убедительным изложением традиционной святоотеческой экзегезы, Пётр Абеляр отрицает наличие у него способности решать богословские затруднения и называет его рассуждения «жалкими по смыслу и пустыми по мысли».

 



 
PR-CY.ru