ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 6

Поясняя, каким образом может быть познан этот смысл, Ансельм Ланский делает программное заявление и фактически кратко выражает основной богословский метод Ланской школы: «Мнения (sententiae) всех католических учителей являются различными, но не являются противоречащими (diversae, sed non adversae), поэтому они сходятся в единое согласие (convenientia), тогда как в словах могут звучать как бы некие противоречия и споры». Поясняя, каким образом следует согласовывать два утверждения, которые одинаково могут быть подкреплены свидетельствами Священного Писания и отцов церкви («Бог не хочет, чтобы возникло зло» и «Бог хочет, чтобы совершалось всё то, что совершается»), Ансельм Ланский указывает, что без воли, желания и действия Бога не может совершиться ничего, поэтому и зло в своём бытии зависит от воли Бога, однако Бог «не хочет», чтобы оно возникло, т.е. не «одобряет» его, а, напротив, «ненавидит, запрещает и осуждает». Относительно второго приводимого Рупертом Дойцским мнения Ансельм Ланский, следуя учению Августина Блаженного, замечал, что Бог может воздействовать на волю людей и склонять её к добру или к злу, не отнимая у них свободы решения; поскольку воля Божия заключалась в том, чтобы оставившая послушание Ему человеческая воля впала в грех и погибла, допустимо говорить, что Бог «по Своей справедливости желал покинуть отрёкшегося от Него человека», т.е. желал погибели Адама. Вероятно, церковные власти Льежа поддержали позицию Ансельма Ланского в дискуссии с Рупертом Дойцским, т.к. в начале 1117 г. Руперт Дойцский был вынужден удалиться из Льежа и поселился в монастыре Михельсберг в Зигбурге. Здесь он создал сочинение «О всемогуществе Божьем» («De omnipotentia Dei»), в котором Руперт Дойцский, используя изречения, заимствованные из ранних сочинений Августина Блаженного, пытался доказать неправомерность ссылок Ансельма Ланского на «смысл отцов», т.е. фактически на позднее учение Августина Блаженного, и продемонстрировать общую ошибочность высказываний Ансельма Ланского. В завершённом около 1127 – 1128 гг. апологетическом сочинении «О некоторых главах правила святого Бенедикта» («Super quaedam capitula regulae divi Benedicti») Руперт Дойцский отмечает, что в то время он не мог по своему авторитету сравниться с «двумя светилами всей Франции» и «великими учителями», последователи которых считали их слова «как будто ангельскими глаголами с неба». Поскольку борьба с «заблуждениями» Вильгельма из Шампо и Ансельма Ланского затруднялась тем, что «первый являлся епископом, а второй, хоть и не был епископом, имел авторитет выше любого епископа», Руперт Дойцский в 1117 г. решил лично отправиться в Лан и «вступить в сражение в виде диспута» с Ансельмом. Однако в тот самый момент, когда Руперт Дойцский въезжал в городские ворота, Ансельм скончался; Руперт увидел в этом знамение свыше, свидетельствующее о собственной правоте. После смерти Ансельма Ланского публичная дискуссия затихла, однако Руперт Дойцский до конца жизни оставался убеждённым в своей правоте и критиковал оппонентов в сочинениях.

 



 
PR-CY.ru