ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 7

В свидетельствах Руперта Дойцского о дискуссии с Ансельмом Ланским постоянно подчёркивается, что ученики Ансельма Ланского выступали единым фронтом в защиту мнения учителя; как это обстоятельство, так и письменная реакция Ансельма Ланского на критику свидетельствуют о том, что в начале XII в. Ланская школа была не просто школой в Лане, как предполагали некоторые современные учёные, т.е. исключительно образовательным институтом, но представляла собой богословское направление, объединявшее теологов, имевших общие убеждения и готовых отстаивать их в дискуссиях с другими теологами. На основании свидетельств многих средневековых авторов исследователи заключают, что главным предметом преподавания и смысловым центром всех богословских занятий в Ланской школе была библейская экзегеза, т.е. чтение Священного Писания и его толкование в глоссах. В одном из библиотечных каталогов, датируемых концом XII в., говорится: «Ансельм Ланский, схоластик, используя новый род истолкования, объяснил Писание обоих Заветов на основе творений отцов в межстрочных и маргинальных глоссах». «Новшество» Ансельма Ланского заключалось в том, что вместо традиционной формы комментирования определённых библейских отрывков он предложил форму «глоссы», т.е. сравнительно краткого сплошного комментария к библейскому тексту, в рамках которого состоящие из нескольких слов пояснения семантического характера помещались между строками библейского текста и образовывали «межстрочную глоссу» («glossa interlinearis»), а более пространные комментарии богословского характера помещались на полях рукописи как «маргинальная глосса» («glossa marginalis»); таким образом, толкование как бы соединялось с библейским текстом и продолжало его. По большей части комментарии глосс были цитатами или переработанными отрывками из сочинений западных отцов церкви, начиная с Иеронима Страдонского и заканчивая Бедой Достопочтенным; в качестве дополнительного источника часто использовались экзегетические сочинения каролингской эпохи, в том числе произведения Алкуина, Рабана Мавра, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта и др.; наконец, некоторые комментарии принадлежали авторам глосс, однако их число в сравнении с авторитетными суждениями было невелико. В Средние века Ансельма Ланского нередко считали автором всех глосс, вошедших в состав «Glossa ordinaria» – глоссы ко всей Библии, текст которой окончательно сложился во второй половине XII в., с этого времени распространялся по Европе во множестве рукописей и часто использовался в качестве основного пособия при изучении Священного Писания в богословских школах и университетах. В действительности Ансельм Ланский был лишь инициатором работы по составлению глосс к Библии и скончался задолго до её завершения. Согласно замечанию Петра Кантора, Ансельм Ланский поставил перед собой задачу «создать полную глоссу ко всему Священному Писанию» («perfecte glosare omnem sacram paginam»), однако из-за множества административных и преподавательских забот он смог выполнить только незначительную часть этой задачи.

 



 
PR-CY.ru