ЛАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 9

Исследователи полагают, что в Лане возникли также некоторые глоссы, относительно авторства которых нет убедительных свидетельств: к «Книге Иова», к «Книге Песни Песней Соломона» и к «Откровению Иоанна Богослова»; прочие глоссы имеют более позднее происхождение, однако в работе над ними могли тем или иным образом принимать участие представители Ланской школы. Начатая в рамках Ланской школы экзегетическая работа над «Glossa ordinaria» оказала определяющее влияние на развитие средневековой библейской экзегетики и способствовала сохранению в новых формах классических библейских интерпретаций, предложенных отцами церкви. Тесно связанной с библейской экзегетикой исследователи называют вторую основную форму богословской работы в Ланской школе, нашедшую письменное отражение в сборниках сентенций. Исследователи полагают, что при возникновении в процессе экзегетических лекций какого-либо затруднительного богословского вопроса, обусловленного либо неясностью библейского языка, либо кажущимися противоречиями библейских текстов или соответствующих авторитетных толкований, магистр подробно рассматривал необходимую тему и высказывал подкреплённое авторитетами суждение – «сентенцию». Это могло быть как сформулированное им самим мнение, так и авторитетное суждение древнего автора, согласованное с другими суждениями в процессе «соотнесения мнений» («collatio sententiarum»), т.е. объяснения того общего вероучительного смысла, о котором Ансельм Ланский говорил в письме аббату Герибранду. Записи сентенций циркулировали среди студентов и объединялись в сборники; нередко при этом они систематизировались по наиболее привычной и очевидной форме – в соответствии с последовательностью изложения церковного вероучения в Символе веры. Таким образом, из отдельных сентенций складывались своды и суммы, которые в той или иной мере отражали учение школы по дискуссионным богословским проблемам, однако при этом являлись не официальным выражением учения школы, а лишь частными «коллекциями». Исследователи полагают, что первоначально в Ланской школе эти сборники сентенций не просматривались и не авторизовывались магистром, поэтому в рукописях они обычно представлены как анонимные сочинения, однако для каждой сентенции обычно указывается имя её автора. Вместе с тем уже Гуго Сен-Викторский стал использовать записи учеников в работе над собственными сочинениями; к середине XII в. «Сентенции» становятся популярным видом богословской литературы. Таким образом, возникшая в Ланской школе форма передачи богословских знаний не только вызвала появление значительного числа богословских памятников, но и оказала важное влияние на общий схоластический метод богословской работы, фактически определив его две составные части – разрозненные вопросы и систематизируемые сентенции. При этом исследователи отмечают, что сборники сентенций Ланской школы отличаются от позднейших классических схоластических сборников вопросов и сумм тем, что в них отсутствуют логические и философские доказательства; все рассуждения ведутся исключительно с опорой на авторитетные суждения церковной традиции.

 



 
PR-CY.ru