КЛАРК Сэмюэл - Страница 9

По словам Сэмюэля Кларка, встающего здесь на позицию апофатического (отрицательного) богословия, «субстанция и сущность» необходимого сущего непостижимы для человеческого разума, ограниченного в своих возможностях; таким образом, рационально постижимым и доказуемым является лишь существование необходимого сущего и те его свойства, которые могут быть непротиворечиво выведены из необходимого существования. Исходя из этого, Сэмюэл Кларк отвергал как некорректные многочисленные попытки обозначить сущность Бога, известные из богословия схоластики, в частности, с помощью понятий «чистый акт», «высшая форма» и т.п., отмечая, что использующие их теологи неправомерно абсолютизируют какое-либо одно из свойств Божьих. Сэмюэл Кларк полагал, что из понятия «необходимое сущее» могут быть априорно выведены высшие свойства Божьи: вечность (т.е. безначальная и бесконечная длительность), беспредельность (т.е. безначальная и бесконечная протяжённость) и единство. Все прочие свойства Бога, в том числе разумность и свобода, наиболее важные с богословской точки зрения, поскольку именно они позволяют отделить христианский монотеизм от деизма и пантеизма, могут быть познаны лишь апостериорно, т.е. путём анализа творения и соотнесения результатов этого анализа с выделенными априорными свойствами. Впоследствии Сэмюэл Кларк внёс дополнительные уточнения в учение о свойствах Бога, разграничив модусы существования (mode of existence) и собственно свойства (attributes). Модусами существования необходимого сущего являются самосущесть, вечность, беспредельность и единство. Эти модусы, логически заключённые в понятии «необходимое сущее» и в силу этого априорно выводимые из него, описывают способы существования субстанции в единстве с прочими её свойствами, которые познаются апостериорно. При рассуждении о беспредельности и вечности Бога Сэмюэл Кларк использовал в упрощённом виде представление о пространстве и времени, почерпнутое из философской физики Исаака Ньютона, а также ориентировался, как полагают исследователи, на ряд космологических идей Генри Мора (1614–1687 гг.) и других кембриджских платоников. В контексте вызванной «Бойлевскими лекциями» дискуссии Сэмюэл Кларк сформулировал учение о том, что абсолютное пространство и абсолютное время являются модусами существования необходимого сущего, т.е. Бога. По его словам, «все субстанции находятся в пространстве и пронизаны им, тогда как самостоятельно существующая субстанция не находится в пространстве и не пронизана им, но сама есть... субстрат пространства, т.е. основание существования пространства и длительности». Бесконечность Бога в пространстве и во времени является фундаментальным онтологическим способом отношения Бога к миру (впоследствии в переписке с Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646–1716 гг.) Сэмюэл Кларк рассматривал это отношение в контексте учения о Промысле Божьем как о предельном основании всякого материального движения). Единство как модальное свойство Бога, согласно Сэмюэлю Кларку, прямо следует из понятия «необходимое сущее»: если предположить существование двух сущих, одинаково необходимых и не зависящих друг от друга, то всякое из них может быть помыслено несуществующим, и в таком случае ни одно не будет необходимым.

 



 
PR-CY.ru