КЛАРК Сэмюэл - Страница 3

Наиболее пространным является второе эссе, посвящённое конфирмации; её Сэмюэл Кларк понимает как «время начала религиозной жизни» тех людей, которые были крещены в детстве и воспитаны в христианской вере. В отличие от крещения, для которого требуется лишь общая вера в Иисуса Христа как Спасителя и готовность следовать Его учению, конфирмация предполагает, что приступающий к ней человек уже хорошо знает все основные положения христианского учения и берёт на себя обязательство реализовывать христианскую истину в собственной жизни. Ориентируясь на такое представление о конфирмации, Сэмюэл Кларк подробно рассматривал в посвящённом ей эссе вопросы о природе религии, религиозной веры и религиозных обязанностей человека. По его убеждению, подлинная вера – это вера рациональная, основывающаяся на разумной убеждённости человека в существовании Бога и на знании о Его важнейших свойствах. Богооткровенное содержание религии, как полагал Сэмюэл Кларк, должно основываться на естественном знании человека о Боге; оно дополняет и уточняет содержание естественной религии и естественной теологии, но не может полностью заменить их, поскольку для верного понимания откровения требуется предварительное рациональное представление о Боге, позволяющее отличить истинное откровение от человеческих домыслов и фантазий. Выделяя несколько стадий на пути к полноценной рациональной религиозной вере, Сэмюэл Кларк отмечал, что человек «сперва должен посредством серьёзного размышления выработать в своём сознании полное и совершенное убеждение в существовании Бога и в превосходстве Его свойств; далее он должен вывести из этого достоверность Божия Промысла о человеке и представление об обязанностях человека по отношению к Богу; из этого будет следовать необходимость религии в этой жизни и несомненность воздаяния за добродетель в будущей жизни; наконец, он увидит необходимость божественного откровения для установления истинной религии и рассмотрит доказательства, которые свидетельствуют, что христианство и есть такое откровение». Рассматривая возможные способы доказательства существования Бога, подробнее раскрытые в его последующих сочинениях, Сэмюэл Кларк делал преимущественный акцент на аргументах, основывающихся на упорядоченности творения и его изменчивости, заявляя, что в основе порядка должна лежать «бесконечная сила и неизмеримая мудрость», а в основании всего многообразия мирового движения – неизменное и неподвижное начало, т.е. Бог. Достигая путём рационального размышления общего знания о бытии Бога, о Его свойствах и о необходимости религиозного богопочитания, человек, по убеждению Сэмюэля Кларка, в силу ограниченности его познавательных способностей легко может впасть в заблуждение и перенести религиозное почитание с истинного Бога на нечто, лишь представляющееся ему богом. Лишь в богооткровенной религии впервые устанавливается надлежащее отношение между человеком и Богом, поскольку в ней естественное знание человека о Боге гармонично соединяется с «совершаемым Богом частным откровением Его воли, дополняющим недостатки естественного света». В третьем эссе Сэмюэл Кларк предлагал рассуждение о таинстве покаяния, которое, по его убеждению, является дополнительным даром Божьим человеку, позволяющим даже в случае радикального уклонения от пути спасения, каким является всякий тяжкий грех, возвращаться на этот путь и восстанавливать завет с Богом.

 



 
PR-CY.ru