«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 40

Подобное понимание Кол. 3:1 было предложено ещё Афраатом, который в тахвите о сынах завета делает явную аллюзию на Кол. 3:1, связывая этот стих с притчей о десяти девах и с ожиданием Второго пришествия Христова. Слова «о горнем помышляйте» связываются у Афраата с эсхатологической перспективой: возводя очи в высоту, христиане видят славу, которая будет явлена во Втором пришествии. Заглавие одиннадцатой гомилии опубликованного в 2011 г. третьго тома творений Исаака Сирина открывается такими словами: «О том, что [написано:] «Вы уже воскресли со Христом», как сказал божественный апостол». Обсуждению Кол. 3:1 посвящены первые пять параграфов одиннадцатой гомилии. По мысли Исаака Сирина, свершившееся воскресение верных означает стяжание совершенного богопознания: «Ведь мы воскресли в добродетельном житии, воскресли в вере в грядущее, воскресли в знании о Божественной природе, в постижении (основное значение этого слова – «восприятие»), относящемся к Его сущности, в славе [пребывающей] в Его величии, в возвышенном, присущем Его природе, в надежде об уготованных нам благах, в познании тайн нового века, в вере в чудесное преображение, которое грядёт к творению». Два вида богопознания Исаак Сирин обозначает терминами, восходящими к изречению апостола Павла: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Несовершенные представления о Боге Исаак Сирин обозначает как «детское мудрование». К их числу он относит представления о Боге, известные из Ветхого Завета: Бог есть ревнитель, праведный судия, мздовоздаятель, наказывающий потомков согрешивших людей до третьего и четвёртого рода. Согласно Исааку Сирину, ветхозаветным поколениям не было открыто совершенное знание о Боге как о любящем и благом. Это знание, которое Исаак Сирин называет «взрослым мудрованием», стало доступно христианам, и в этом заключается их духовное обновление, о котором сказал апостол: «Вы воскресли со Христом». Дальнейший поворот мыслей в этой интерпретации исследователи считают не характерным для корпуса творений Исаака Сирина: совершенная благость Божия проявляется в том, что даже люди, умершие во грехах своих, не лишены надежды, ибо за них церковь совершает приношение Тела и Крови Христовых. То обстоятельство, что у Исаака Сирина не представлена сколько-нибудь развитая сакраментология, позволило П. Хагману подвергнуть сомнению подлинность одиннадцатой гомилии.



 
PR-CY.ru