«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 36

В истории древнецерковной экзегезы «Посланию к Колоссянам» было предложено два объяснения одного из ключевых богословских утверждений – «ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9): экклезиологическое и христологическое. Экклезиологическое объяснение принадлежит Феодору Мопсуестийскому, по мнению которого слово «телесно» нужно понимать в свете метафоры апостола Павла, уподобляющей всеобщее единство во Христе соединению членов в одном теле. Такое объяснение позволяло Феодору Мопсуестийскому связать параллельные тексты Кол. 2:8–10 и Кол. 2:18–19, в которых содержится призыв избегать колосского учения, получающий богословскую аргументацию, так или иначе связанную с учением о теле Христовом. Феодор Мопсуестийский стоял перед выбором, доводить ли ему параллелизм этих утверждений до логического завершения и считать, что в обоих случаях апостол описывает одну и ту же духовную реальность, или же настаивать на том, что в одном случае автор «Послания к Колоссянам» говорит о совершенстве Божественной природы во Христе, а в другом – о духовном теле Христовом, т.е. церкви. Феодор Мопсуестийский выбрал первый путь: в обоих случаях апостол напоминает христианам, что все они соединены во Христе и, принимая колосское учение, отделяют себя от тела церкви. Фраза «и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10) давала Феодору Мопсуестийскому дополнительное основание для такой интерпретации: если Христос назван «главой» ангельских сил, то в этом случае речь идёт уже о мистическом теле Христовом. Соответственно эти слова апостола могли означать для Феодора Мопсуестийского только одно: христиане стали соучастниками ангелов в едином теле Христовом, т.е. Христос восстановил единство мироздания, утраченное в результате грехопадения. Иоанн Златоуст, напротив, предлагает строгую христологическую интерпретацию выражения «ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9): автор «Послания к Колоссянам» говорит о совершенстве Божественной природы во Христе. При этом альтернативная интерпретация этой фразы (экклезиологическая) подвергается Иоанном Златоустом критике без упоминания её автора: «Некоторые говорят, что [апостол] называет здесь церковь исполненной Божества Его, как в другом месте говорит: «Полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23), а слово «телесно» значит здесь: как в голове тело. Почему же в таком случае не прибавил он: “Яже есть церковь”?». Эту же интерпретацию критиковал и Кирский епископ Феодорит, также не называя её автора – Феодора Мопсуестийского.

 



 
PR-CY.ru