«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 37

Исследователи полагают, что негативное отношение к экклезиологическому прочтению Кол. 2:9–10 у Феодорита Кирского связано с тем, что в этом толковании усматривалось отражение спорных положений христологии Феодора Мопсуестийского. Севериан Габальский понимал слова «ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9) в экклезиологическом смысле, разделяя позицию Феодора Мопсуестийского. Амброзиастер совмещает христологический и экклезиологический подходы, понимая выражение «полнота Божества телесно» как в том смысле, что «Отец любит Сына и всё дал в руку Его» (Ин. 3:35), так и в том смысле, что Христос есть глава, а творение есть тело и все члены этого тела обретают во Христе полноту причастности Божеству. Исидор Пелусиот придерживался христологического понимания этого выражения, однако слово «телесно» он относил не к человеческой, а к Божественной природе Спасителя: оно означает здесь «по сущности» и противопоставлено выражению «действие Божества, порождаемое сущностью». Другими словами, Исидор Пелусиот противопоставляет Божественную сущность (природу) и Божественные действия. Во Христе соединены Божественная и человеческая природы в отличие от пророков, в которых и через которых совершались действия Божественной силы: «Ибо пречистым сим хрaмом упрaвлялa не действенность Божествa, порождaемaя сущностью, но сaмaя сущность, имеющaя тысячи действенностей, не чaстным облaдaющaя дaровaнием, a состaвляющaя источник блaг». Неоднозначную интерпретацию в антиохийской традиции получило выражение «бывшее о нас рукописание» (Кол. 2:14). По мнению Иоанна Златоуста, «рукописание» здесь тождественно закону Моисееву: «Какое рукописание? [Павел] говорит о том рукописании, которое [израильтяне] дали Моисею, говоря: «Всё, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]» (Исх. 24:3)». Однако Иоанн Златоуст не ограничивается этим нетривиальным толкованием и предлагает несколько других: «Если же не об этом (т.е. о том, что рукописание есть закон Моисеев), так о том, что мы обязаны повиноваться Богу. Если же и не об этом, то о том рукописании, которое держал дьявол, которое изрёк Бог Адаму в словах: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2:17). Это рукописание было у дьявола. И Христос не отдал его нам; но Сам разорвал его, как свойственно прощающему с радостью». Феодорит Кирский, комментируя Кол. 2:11–15, приводит анонимное толкование, по которому под «рукописанием» в Кол. 2:14 следует понимать закон Моисеев. Согласно этому толкованию, которое Феодорит Кирский не принимает, закон мог быть назван «рукописанием» в том смысле, что евреи при даровании закона дали клятву исполнить всё, что скажет Господь.

 



 
PR-CY.ru