«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 35

Севериан Габальский, как и Иоанн Златоуст, считал, что Кол. 1:15 нужно понимать в том смысле, что Христос предшествовал всему творению. Исидор Пелусиот посвятил Кол. 1:15 письмо, в котором даёт новую интерпретацию слова «первородный», фактически предлагая заменить его. По мнению Исидора Пелусиот, в Кол. 1:15 следует читать «первородный»: «Слово «первородный» с ударением на втором слоге означает перворождённого, а с ударением на предпоследнем – первородившего». В подтверждение своего толкования Исидор Пелусиот ссылается на Гомера, у которого «первородившая названа «первородная», а также приводит другие похожие соответствия в греческом языке. По словам Исидора Пелусиота, сам текст «Послания к Колоссянам» даёт дополнительные основания для такой интерпретации: сразу за словами «рождённый прежде всякой твари» следует пояснение «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: …всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16). С точки зрения Исидора Пелусиота, указание на причину («ибо») оправдано здесь только в том случае, если Христос назван «первородившим» всё творение (т.е. его единственным Творцом). В противном случае, считает он, остаётся неясным, зачем такое пространное рассуждение о Христе как о Творце приведено в качестве обоснования тезиса о Его перворождённости. Если Иоанну Златоусту было важно развести понятия «рождение» и «творение» и показать, что в Кол. 1:15 их смешение недопустимо, то Исидор Пелусиот, напротив, доказывает, что в некоторых контекстах эти понятия могут выступать синонимами, и приводит примеры из Священного Писания, в которых глагол «родить» используется метафорически. Соответственно если Иоанн Златоуст понимал причинное придаточное («ибо…») как противопоставление Христа всему остальному творению (и, следовательно, доказательство нетварности Его рождения), то Исидор Пелусиот видел здесь раскрытие значения редкого слова «первородный», которое, по его мнению, употребил апостол Павел. Иоанн Дамаскин вслед за Иоанном Златоустом отмечал, что выражение «первородный всего творения» указывает на предвечное рождение Сына от Отца. Соотнесение Сына с творением, которое представлено в этом высказывании, исключается, как считал Иоанн Дамаскин, выражением «всё Им и для Него создано». Слова «чтобы во всём Ему получить первенство», по мнению Иоанна Дамаскина, нужно понимать не в том смысле, что Сын когда-либо получил это первенство, а в том, что Он даровал людям Свою славу и тем самым предшествовал в славе.

 



 
PR-CY.ru