«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 38

Исследователи полагают, что Феодорит Кирский сознательно скрыл здесь имя автора отвергаемого им толкования – Иоанна Златоуста, не дерзая открыто спорить с авторитетным учителем. В то же время Иоанн Златоуст был не единственным представителем Антиохийской школы, предложившим такое толкование: Севериан Габальский отождествлял рукописание с проклятиями Моисеева закона, возлагаемыми на согрешающих. Несмотря на то что Феодорит Кирский отождествил сторонников колосского учения с носителями иудейской традиции, он отказывается от предложенной Иоанном Златоустом  интерпретации. Этот отказ мотивируется тем обстоятельством, что закон Моисеев был дан только одному народу, а апостол Павел говорит о человечестве в целом. На этом основании Феодорит Кирский возобновляет антиудейскую полемику, выводя её на новый уровень: экзегет апеллирует к универсализму апостола Павла. Переходя от спора с анонимным толкователем к изложению собственного учения, Феодорит Кирский утверждает, что, по словам апостола Павла, Христос «…положил конец ему (закону) как древле бывшему полезным для одних иудеев, а для нас нимало не пригодному». В результате Феодорит Кирский весьма нетривиально истолковывает «рукописание», которое обозначает, по его мнению, «наше тело», поскольку «при его посредстве отваживаемся на всякий беззаконный поступок, глазами смотря бесстыдно, языком говоря ненадлежащее, слухом приемля в себя вредное учение». Феодорит Кирский говорит о том, что Христос «изгладил долговые обязательства, нами на него (на тело) ко вреду нашему данные» – исследователям неясно, идёт ли речь о всеобщей ответственности людей за грех Адама или о личных грехах. Контекст этой фразы говорит в пользу второго допущения. Мысль о том, что под «рукописанием» следует понимать тело, получает развитие в толковании Кол. 2:15: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Под начальствами и властями Феодорит Кирский понимает демонов, которые имели власть над людьми «посредством телесных страстей». Восприняв тело, Христос лишил демонов этой власти. Так через концепцию «тело = рукописание» получает объяснение форма «Собою», которая используется здесь в инструментальном падежном значении. Победа, торжество Христа совершились в собственном Его теле, в котором демоны не обрели власти, и через это их немощь стала явной для всех людей. Таков смысл слов апостола о том, что Христос подверг демонов позору: «Поелику посредством телесных страстей имели над нами владычество демоны, а Христос, облекшись в тело, стал победителем греха, то сокрушил Он владычество сопротивных и показал всем людям очевидную их немощь, собственным телом Своим даровав всем нам победу над ними».

 



 
PR-CY.ru