«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 32

И то, и другое стало источником заблуждений, которые подвергает критике апостол Павел: «Поколебав сначала эллинские суеверия, затем разрушает иудейские. У эллинов и иудеев было много суеверий: у первых они происходили от философии, а у последних – от закона. [Павел] прежде обращается к тем, которые подлежат большему осуждению» (т.е. сначала подвергает критике философию) (Кол. 2:6–7). Феодорит Кирский предложил характеристику учения колоссян, в целом соответствующую направлению мысли Феодора Мопсуестийского. По его мнению, опасность для колосской общины исходила от христиан из евреев, которые стремились сохранить свои прежние религиозные традиции. По словам экзегета, «колоссяне, увлёкшись, возлюбили жизнь подзаконную». Повод к написанию «Послания к Колоссянам» и происхождение колосского учения он характеризует следующим образом: «Некоторые из уверовавших иудеев обольщали и заставляли хранить излишества в законе. Посему написал божественный Апостол, уча их, что подателем спасения для нас соделался Владыка Христос, указывая же тайну Домостроительства, превосходящую всякий человеческий помысл, говорит, что мы будем общниками Царства Христова, и что совершенно не нужны законные наблюдения». Даже «стихии мира» (Кол. 2:8), которые в «Послании к Колоссянам» противопоставляются Христу в одном ряду с философией, Феодорит Кирский считает в том числе и символом закона Моисеева: «Ибо божественный Апостол, желая выразить разность закона и благодати, нищете стихий противопоставил Христа». При этом Феодорит Кирский рассматривает этический аспект осознанной им проблемы и задаёт вопрос, не приведёт ли отрицание закона Моисеева к отрицанию закона вообще. Ответ на этот вопрос Феодорит Кирский видит в этическом разделе «Послания к Колоссянам»: нравственные наставления, охватывающие различные аспекты жизни христианской общины, должны были показать, что на христианах лежит большая ответственность, как семейная, так и социальная, а свобода во Христе подразумевает соответствие высокому нравственному идеалу. Как и Иоанн Златоуст, Севериан Габальский считал, что идеи, против которых выcтупал апостол Павел в «Послании к Колоссянам», имеют как еврейское, так и эллинистическое происхождение. В частности, Севериан Габальский полагал, что идея посреднического служения ангелов имеет истоки как в иудаизме, так и в язычестве. По мнению экзегета, увещевания апостола Павла направлены против новообращённых евреев и язычников, от которых эта идея проникла в колосскую общину.

 



 
PR-CY.ru