КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 2

Рассказ об Эфесском Соборе и последующих событиях с резкой критикой Кириллом Александрийским содержится в «Послании Марию Персу» Ивы Эдесского. К тем же событиям исследователи относят письма Нестория, которые вошли в акты Эфесского Собора и отдельно собраны в составе опубликованных Фридрихом Лоофсом фрагментов. На первые годы епископства Кирилла Александрийского отчасти проливают свет некоторые законы из «Кодекса Феодосия». В «Церковной истории» Сократа Схоластика помимо рассказа о несторианском споре сообщается о важнейших событиях первых лет епископства Кирилла Александрийского. Достоверность этих фактов не подлежит сомнению, но константинопольский «патриотизм» Сократа Схоластика и его очевидная симпатия к новацианам побуждают исследователей с осторожностью относиться к некоторым его оценкам и выводам. «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» и «Церковная история» Созомена, где много рассказывается о предшественнике Кирилла Александрийского архиепископе Феофиле I Александрийском, содержат косвенные сведения об атмосфере, в которой воспитывался Кирилл Александрийский. Единичное упоминание Кирилла Александрийского есть в «Церковной истории» Кирского епископа Феодорита. «Похвальное слово святым Киру и Иоанну» Софрония I Иерусалимского и приписываемые тому же автору два житийных сказания повествуют об одном из событий начала епископства Кирилла Александрийского – перенесении мощей этих святых мучеников. Неблагоприятную для Кирилла Александрийского интерпретацию другие события первых лет его епископства, убийства Ипатии, даёт философ-неоплатоник Дамаский (ум. после 538 г.) в «Философской истории» («Жизни Исидора»), частично сохранившейся в цитатах позднейших писателей (фрагмент этого сочинения вошёл в статью «Ипатия» византийского словаря Суда). Последовательное изложение истории Эфесского Собора содержится в сочинениях VI в. – «Церковной истории» Евагрия Схоластика и «Краткой истории несториан и евтихиан» Либерата Карфагенского; Либерат Карфагенский излагает также историю спора о Диодоре Тарсийском и Феодоре Мопсуестийском в последние годы жизни Кирилла Александрийского с позиции противника осуждения «Трёх Глав» (см. в ст. Вселенский пятый собор). Оба автора помимо трудов предшествующих историков, главным образом Сократа Схоластика, используют соборные акты, письма Кирилла Александрийского и других лиц.

 



 
PR-CY.ru