КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 124

С почитанием Кирилла Александрийского как небесного покровителя Кирилла Белозерского исследователи связывают редкий вариант царских врат с фигурой Кирилла Александрийского на правой створке (в паре с Московским митрополитом Петром) из деревянной церкви Ризоположения в селе Бородава (вторая половина XVI в., Кириллов Белозерский музей-заповедник): святитель в крещатой шапке, крещатой фелони с узорным подбоем, на нём омофор, епитрахиль, на левой покровенной руке – Евангелие. В Кирилловом Белозерском монастыре образ Кирилла Александрийского присутствовал также в чине святителей во фресковой росписи конца XVI в. святых врат. В поствизантийском искусстве облачения и головной убор Кирилла Александрийского могли меняться под западным влиянием. Среди изображений отцов церкви одиночную фигуру Кирилла Александрийского исследователи встречают на царских дверях, написанных для церкви святых Иасона и Сосипатра на острове Керкира (Корфу, 1654 г., мастер Эммануил Цанес, музей в церкви Панагии Антивуниотиссы). Под впечатлением итальянского искусства эпохи Ренессанса вместо древних облачений на Кирилле Александрийском митра, похожая на папскую тиару, предметы из облачения (палица, поручи, епитрахиль) богато украшены лицевыми фигурами святых – святой держит развёрнутый свиток в левой руке. В русском искусстве в крещатых ризах и митре Кирилл Александрийский изображён на минейной июньской иконе (начало XVII в., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Посвящение престолов Кирилла Александрийского (вместе с Афанасием Великим) в Московской Руси было, как полагают исследователи, таким же редким явлением, как и в домонгольской Руси. Исследователям известно, что такое посвящение имел храм небольшого монастыря в Московском Кремле (существовал ещё во второй половине XIV в. и был выстроен в камне в 1462 г. «гостем» Василием Дмитриевичем Ермолиным), с середине XVI в. и до 1677 г. служил столичным подворьем Кириллова Белозерского монастыря («Полное собрание русских летописей», том 23); исследователи полагают, что деревянным был храм «на рву» с престолом, посвящённым обоим александрийским святителям, стоявший ещё в 1657 г. недалеко от крепостного рва между стенами Московского Кремля и Китай-города. Исследователи полагают, что храмовым образом была житийная икона Кирилла Александрийского и Афанасия Великого (конец XVI в., поновлена в 1690 г., Третьяковская галерея). На иконе северных писем «Покров Пресвятой Богородицы» из церкви во имя архангела Михаила в селе Тулгас (XVI в., Русский музей) в верхней части композиции помещены полуфигуры Афанасия Великого и Кирилла Александрийского (в фелони, крещатой шапке, омофоре). Кирилл Александрийский вместе с Афанасием Великим изображён в молении Спасителю в облачном сегменте на храмовой иконе из московской церкви во имя святых Афанасия и Кирилла (XVIII в.); Кирилл Александрийский облачён в фелонь, епитрахиль и митру. Сохраняется традиция изображения Кирилла Александрийского среди святых отцов на лицевых облачениях: он в тёмной фелони, без головного убора, с поднятыми руками (в паре с Афанасием Великим) – на шитой епитрахили из московского Вознесенского монастыря (конец XVII в., Государственные музеи Московского Кремля); в крещатом саккосе, омофоре и остроконечной шапочке – на лицевой епитрахили красного атласа и в фелони, омофоре и крещатой митре – на лицевой епитрахили белого атласа (обе XVII в., собрание Музея Греческого института в Венеции).



 
PR-CY.ru