КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА - Страница 9

По мнению М. Маккароне и П.Э. Шрамма, в X–XIII вв. усаживание на деревянную кафедру апостола Петра было частью церемонии папской коронации (наряду с интронизацией на мраморной кафедре в базилике святого Петра, интронизацией на папской кафедре в Латеранской базилике и другим подобными обрядами в Латеранском дворцовом комплексе). Так, согласно чину возведения в сан Римского епископа (Ordo Romanus XXXVI), после завершения мессы понтифик направлялся в ризницу или в особую капеллу (sacrarium), где занимал особое седалище (sella). Оппоненты М. Маккароне и П.Э. Шрамма отнеслись скептически к подобным реконструкциям. В источниках нет прямых указаний на деревянную кафедру апостола Петра или некий деревянный трон. Выражение «cathedra Petri» могло относиться к мраморным кафедрам в базилике святого Петра и в Латеранском соборе. В некоторых ситуациях, как указывал Бернхард Шиммельпфенниг, предположения М. Маккароне основаны на ошибочном истолковании текста церемониальных чинов. Сомнения у исследователя вызывает и предположение о второй интронизации понтифика на деревянной кафедре в базилике святого Петра. Наиболее раннее свидетельство о почитании некоего престола, который связывали с апостолом Петром, исследователи относят к рубежу VI и VII вв. В числе реликвий, отправленных папой Римским Григорием I Великим королеве лангобардов Теодолинде, назван «елей от престола, на котором некогда восседал св. Петр» («oleo de side ubi prius sedit sanctus Petrus»). Другие данные о почитании в раннее Средневековье кафедры апостола Петра как материального объекта отсутствуют. К XII в. относятся первые определённые указания в источниках на кафедре апостола Петра, связанные с оформлением и развитием почитания деревянного трона как реликвии апостола Петра. До XV в. почитание материальной кафедры апостола Петра имело, по мнению исследователей, скорее, народный, чем официальный характер. М. Маккароне указывал, что Арибон, аббат монастыря Тегернзе (1113–1126 гг.), привёз из Рима частицы мощей, креста и кафедры апостола Петра. Свидетельство о почитании кафедры апостола Петра, хранившейся в базилике святого Петра, относится к XII в. В стихотворении «Contra Lateranenses» («Против латеранцев»), включённом в «Описание Ватиканской базилики» Петра Маллия (вторая половина XII в.), автор, именуя Латеранский собор «синагогой», восхваляет Ватиканскую базилику, в которой хранится чтимая народом кафедра апостола Петра. Другие упоминания о реликвии отсутствуют. В источниках XIII в. о кафедре апостола Петра говорится более подробно. Так, в одной из рубрик рукописи с фрагментами литургических текстов утверждается, что кафедра апостола Петра была установлена в Ватиканской базилике между капеллами Девы Марии и святого Льва (т.е. капеллой папы Адриана I у юго-западной стены трансепта). Там же упоминается о чуде: во время пожара, возникшего из-за упавшей свечи, деревянная сень, под которой находилась святыня, сгорела, тогда как сама кафедра апостола Петра осталась невредимой. По мнению Франческо Джироламо Канчельери, это событие относится к понтификату Александра IV (1254–1261 гг.).

 



 
PR-CY.ru