КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА

КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА – престол папы Римского (см. Папство), а также праздник католической церкви (22 февраля); реликвия, которая хранится в базилике святого Петра в Риме. Выражение «кафедра апостола Петра» применительно к кафедре Римского епископа впервые использовал Карфагенский епископ Киприан (ум. в 258 г.). Цитируя слова Иисуса Христа, обращённые к апостолу Петру (Мф. 16:18–19; Ин. 21:15–17), Киприан объяснял, что Бог наделил апостолов равной властью, но основал только одну кафедру и поручил её апостолу Петру, и, таким образом, кафедра апостола Петра стала символом единения христиан в церкви: «Тот, кто не сохраняет единство с Петром, не может думать, будто сохраняет веру. Тот, кто отступает от кафедры Петра, на которой основана Церковь, не может считать, что остаётся в Церкви». В отличие от других раннехристианских авторов (Климента Римского, Иринея Лионского) Киприан Карфагенский считал основателем Римской церкви только апостола Петра, но не апостола Павла. В посланиях Киприана говорится о кафедре апостола Петра как об основе единства церкви. Во второй половине IV в. в полемическом трактате против донатистов (см. Донатизм) святой Оптат, епископ Милевский, писал, что Римская кафедра, «на которой восседал Пётр, глава всех апостолов», была основана прежде всех других епископских кафедр, в ней воплощалось единство Вселенской церкви. В Риме выражения «кафедра апостола Петра» и «апостольский престол» («apostolica sedes») вошли в употребление при епископе (папе) Дамасе I (366–384 гг.). В постановлениях Римского собора 382 г. указывалось, что Римская церковь, «престол апостола Петра», «не по соборным постановлениям превосходит прочие Церкви, но получила первенство по евангельскому слову нашего Господа и Спасителя» (далее цитируется Мф. 16:18–19). В стихотворной надписи, помещённой по указанию Дамаса I в баптистерии Ватиканской базилики, говорилось о «едином престоле Петра, единой истинной купели». Термин «кафедра апостола Петра» использовал Иероним Стридонский в письмах Дамасу I, подразумевая Римскую кафедру как источник христианского учения. О кафедре апостола Петра упоминается в гимнах Пруденция. В понтификат Льва I Великого (440–461 гг.) в Римской церкви окончательно оформилось представление о том, что папа Римский, занимая кафедру апостола Петра, получает верховную власть. Представления о Папском престоле как о кафедре апостола легли в основу концепции папского примата. Праздник кафедры апостола Петра (Natale Petri de cathedra) был впервые указан в календаре «Depositio martyrum» в восьмой день перед мартовскими календами (22 февраля). Календарь сохранился в составе так называемой Хронографии 354 г. (Календаря Филокала), сборника-альманаха, выполненного под руководством римского каллиграфа Фурия Дионисия Филокала. В «Depositio martyrum» включены дни памяти мучеников (главным образом, пострадавших в Риме) с указанием мест их поминовения, но для праздника кафедры апостола Петра такие указания отсутствуют. Большинство исследователей согласны с Джованни Баттиста Де Росси (1822–1894 гг.), который полагал, что «Depositio martyrum», как и «Depositio episcoporum» (перечень дней поминовения Римских епископов), был составлен в 336 г., после кончины Римского епископа (папы) Сильвестра I (314–335 гг.), и являлся официальным литургическим календарём Римской церкви.

 



 
PR-CY.ru