КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА - Страница 4

В античной традиции «кафедрой» именовалось сиденье авторитетного наставника или философа, а в Новом Завете говорится о «Моисеевом седалище» («cathedra Moysi» – Мф. 23:2), на котором восседали иудейские книжники и толкователи закона. Однако Теодор Клаузер указал, что «кафедрой» называли также символическое сиденье для усопшего, которое ставили во время поминальной трапезы. В римских мавзолеях, в том числе христианских, для этого сооружались стационарные кафедры. Т. Клаузер связывал происхождение праздника кафедры апостола Петра с поминальной трапезой римских христиан в честь апостола. Дополнительным аргументом в пользу этой гипотезы исследователи называют обычай поминальной трапезы (refrigerium) на могилах усопших христиан, в том числе мучеников, просуществовавший до конца IV в. Изучение терминов, использованных в краткой записи «Depositio martyrum», позволило исследователям достичь согласия относительно её перевода: «Память (или юбилей) Петра в связи с (его) кафедрой». Наряду с гипотезой Т. Клаузера высказывались и другие мнения о происхождении праздника кафедры апостола Петра. Согласно Уильяму Сестону, установление праздника было связано с освящением Ватиканской базилики святого Петра. По другой версии, праздник кафедры апостола Петра первоначально представлял собой поминальную трапезу у гробницы апостола Петра, впервые состоявшуюся 22 февраля 334 г., вскоре после предполагаемой даты освящения Ватиканской базилики. Тем не менее, этот праздник всегда рассматривался как воспоминание о начале служения Петра как первого христианского епископа, а память мученической кончины апостола совершалась 29 июня. Иную версию предложил К. Эрбес. Он считал, что праздник кафедры апостола Петра первоначально был посвящён святым апостолам Петру и Павлу и отмечался только в Риме. Исследователь полагал, что поминовение апостолов 29 июня имеет более позднее происхождение, а 22 февраля может рассматриваться как исторически достоверная дата казни и погребения Петра. Предположение К. Эрбеса было отвергнуто Х. Лицманом. Наибольшее распространение получила гипотеза, впервые высказанная Луи Мари Оливье Дюшеном. По его мнению, праздник кафедры апостола Петра мог быть установлен в память о начале епископского служения апостола, но дата 22 февраля была выбрана для того, чтобы заменить христианским торжеством отмечавшийся в этот день языческий праздник поминовения усопших. 22 февраля в Риме совершались каристии (харистии; лат. Caristia; также Cara cognatio, букв. – любимая родня), праздник семейного согласия и родственных связей. Каристии завершали девятидневный период паренталий (13–21 февраля), когда поминали умерших родственников, посещали могилы близких и приносили жертвы обожествлённым духам покойных (маны). Связанные с паренталиями обряды были частными, семейными, в это время храмы оставались закрытыми, браки не заключались, а магистраты слагали знаки своих полномочий. Наиболее подробные сведения о каристиях приведены Овидием и Валерием Максимом. Несмотря на то, что каристии считались семейным торжеством, на котором присутствовали только родственники, участие в празднике могли принимать также друзья и другие близкие люди.

 



 
PR-CY.ru