КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА - Страница 5

В установлениях римской коллегии Эскулапа и Гигиеи (153 г.) упоминается о собрании членов коллегии в день каристий (die kare cognationis), когда происходила раздача хлеба и вина. Таким образом, праздничная трапеза могла устраиваться не только для родственников и друзей, но и для членов некоторых религиозных коллегий. В латеркуле Полемия Сильвия под 22 февраля наряду с праздником святых апостолов Петра и Павла указаны каристии как день примирения родных. Однако уже в V в. эта дата связывалась не с каристиями, а с языческими поминальными обрядами, что исследователи объясняют дезинтеграцией традиционного религиозного календаря и смешением каристий с предшествующими им паренталиями, особенно с днём фералий (21 февраля), когда совершались последние жертвы манам. Согласно гомилиям V–VI вв., в праздник кафедры апостола Петра язычники устраивали разнузданные пиршества и совершали заупокойные обряды, в том числе приносили покойникам пищу и питьё. В постановлениях Туронского (Турского) собора 567 г. упоминается о христианах, которые в день кафедры апостола Петра предлагали покойникам пищу и ели пожертвованное. В «Житии святого Элигия» (ум. в 659/660 г.) говорится о языческом празднестве, которое происходило в день памяти апостола Петра в окрестностях города Новиомаг (ныне Нуайон, Франция). В XII в. французский богослов и литургист Иоанн Белет писал о существовавшем некогда обычае приносить на могилы близких еду, которую затем пожирали демоны. С целью искоренить этот обычай христиане и установили праздник в честь апостола Петра. Однако Гонорию Отёнскому, который писал немного раньше Иоанна Белета, было известно только то, что праздник кафедры апостола Петра именовался «днём душ»; Гонорий Отёнский объяснял это властью апостола Петра «вязать и разрешать» души людей. Исследователи полагают, что отдельные обычаи, восходившие к римской обрядовой трапезе, сохранялись и позднее. В настоящее время большинство исследователей вслед за Д. Бальбони, Ш. Пьетри и П.-А. Феврье считают, что происхождение праздника кафедры апостола Петра связано с каристиями, суть которых заключалась в восстановлении согласия (concordia) среди людей. Праздник кафедры апостола Петра первоначально был торжеством «мира и согласия» Римской церкви, «праздником апостольского предания» в честь апостола Петра, основателя и первого епископа римской общины христиан. Таким образом, праздник кафедры апостола Петра исследователи не рассматривают как поминальную трапезу в память апостола Петра или как «юбилей» Римской церкви, он не был связан с конкретными событиями из жизни апостола или какой-либо реликвией. Согласно П.-А. Феврье, отголоском такого понимания праздника является запись в «Мартирологе» Иеронима Стридонского под 22 февраля, где вместе с праздником кафедры апостола Петра указан праздник в честь конкордии, т.е. согласия (Romae natale Concordiae; исследователь отвергает предположение, что речь может идти о римской мученице Конкордии). Первоначально празднование кафедры апостола Петра совершалось только в Риме, но в V в. праздник был известен в Галлии.

 



 
PR-CY.ru