КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА - Страница 3

Приняв главенство над церковью («sanctae ecclesiae adeptus est principatum»), апостол Пётр стал пастырем и хранителем не только Римской церкви, но и Вселенской церкви. Преемники Петра, Римские епископы, сохранили апостольскую власть, вокруг их кафедры объединяются все христиане. Праздник кафедры апостола Петра 22 февраля был установлен в память о том, как апостол Пётр занял епископскую кафедру («hodie episcopatus cathedram suscepisse referatur») и считается «днём рождения» Римской церкви. Согласно другой гомилии, праздник был установлен для почитания епископского достоинства апостола Петра («episcopatum Petri apostoli veneramur»). В этот день язычники совершали поминальные обряды, поэтому в проповедях говорилось о недопустимости принимать участие в пирах и церемониях, связанных с поминовением усопших. Во всех проповедях подчёркивалась роль апостола Петра не только как первого Римского епископа, но и как первого епископа Вселенской церкви, основоположника церковной иерархии. Преемники апостола Петра, занимающие Римскую кафедру, продолжают попечение обо всех христианах, сохраняют учение и предание христианской церкви. Изложенная в гомилиях концепция близка к учению папы Льва I Великого, который подчёркивал, что авторитет Римского епископа и его обязанность осуществлять высшее попечение над церковью исходят от апостола Петра, получившего особые прерогативы от Самого Христа. По мнению ряда исследователей, значение праздника кафедры апостола Петра со временем могло меняться, и его интерпретация как воспоминания об основании Римской церкви (или христианской церкви в целом), скорее всего, как полагают исследователи, не была изначальной. Также высказывалось мнение, что значение праздника не связано напрямую с датой 22 февраля. В том, что касается происхождения и истории праздника кафедры апостола Петра, основные трудности для исследователей связаны с недостатком источников. Информация в латеркуле Полемия Сильвия о том, что 22 февраля совершалась память погребения св. апостолов Петра и Павла, скорее всего, как полагают исследователи, ошибочна. Указание «Мартиролога» Иеронима Стридонского на празднование в этот день кафедры апостола Петра в Антиохии, очевидно, исследователи считают позднейшей интерполяцией. Таким образом, единственный источник сведений о праздновании кафедры апостола Петра в IV в. – краткая запись в «Depositio martyrum». Предпринимались попытки восстановить первоначальную форму записи, якобы искажённую в рукописной традиции. Согласно одной из конъектур, празднование совершалось в катакомбах – комплексе усыпальниц под базиликой св. Апостолов (ныне Сан-Себастьяно), где в III–IV вв. происходили поминальные трапезы в честь св. апостолов Петра и Павла. Подобные реконструкции записи в «Depositio martyrum» были признаны несостоятельными. Исследователи попытались установить точное значение понятий «natale» и «cathedra». В римской традиции словом «natale» («dies natalis» – «день рождения») обозначался юбилей какого-либо события, обычно рождения или смерти человека, основания города или храма. Такие юбилеи могли отмечаться частными или публичными празднествами (natalicia). Слово «кафедра», в основном, понималось как престол Римского епископа.

 



 
PR-CY.ru