КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА - Страница 6

Исследователи  полагают, что именно тогда в результате влияния языческих обычаев произошло совмещение праздника кафедры апостола Петра и заупокойных обрядов, характерных для паренталий. В Африке и Италии праздник кафедры апостола Петра не получил распространения. В Галлии возник обычай отмечать день кафедры апостола Петра два раза в год – 19 (или 18) января и 22 февраля. В тех случаях, когда праздник был указан в календаре под обеими датами, январский назывался праздником «кафедры апостола Петра в Риме», а февральский – «кафедры апостола Петра в Антиохии». Различение этих дат связывалось с церковным преданием, по которому апостол Пётр до путешествия в Рим был первым епископом Антиохии. По легенде, приведенной Вильгельмом Дурандом (XIII в.), апостол воскресил сына правителя города Теофила. Чудо способствовало обращению многих жителей Антиохии в христианство, Теофил же построил храм, в котором была установлена «небесная кафедра». Эту кафедру апостол занимал на протяжении семи лет. На вопрос о том, почему праздник стал отмечаться два раза в год, исследователи отвечают по-разному. По мнению Л. Дюшена, это было связано с тем, что 22 февраля приходилось, как правило, на время Великого поста. Исследователи высказывали предположение, что празднество 18 января возникло в Галлии независимо от римского праздника 22 февраля. До XI в. двойной праздник кафедры апостола Петра был характерен почти исключительно для галльской традиции (аналогичные указания есть в англосаксонских календарях, например, в Босвортской Псалтири конца X – начала XI вв.). Литургические тексты для праздника кафедры апостола Петра сохранились в богослужебных книгах галликанского обряда (VII–VIII вв.): в Люксёйском Лекционарии, в Готском Миссале и в Миссале из Боббио. В испано-мосарабском обряде традиция отмечать праздник кафедры апостола Петра зафиксирована с конца VII в., в более раннем эпиграфическом календаре из Кармоны (конец VI в.) праздник не указан. Упоминания о празднике кафедры апостола Петра и соответствующие богослужебные тексты содержатся в испанских богослужебных книгах X–XI вв. Праздник совершался 22 февраля и связывался с почитанием апостола Петра как первого Римского епископа, упоминания о праздновании кафедры апостола Петра в Антиохии в мосарабских источниках отсутствуют. В то время как праздник кафедры апостола Петра получил широкое распространение в Западной Европе, сведений о нём в римских литургических книгах VII–VIII вв. нет. О празднике кафедры апостола Петра не упоминается ни в Сакраментарии Геласия, ни в Сакраментарии Григория, ни в отдельных римских чинах (Ordines Romani), что до настоящего времени не находит объяснения в исследовательской литературе. Исследователи высказывали предположение, что исключение праздника из римских богослужебных книг могло быть связано с распределением станций на период Великого поста в VI в. В VIII в. под влиянием галльской традиции богослужебные тексты для праздника кафедры апостола Петра были включены в ряд франко-геласианских сакраментариев, префация мессы есть в дополнениях к Сакраментарию Григория, составленных Бенедиктом Аньянским.

 



 
PR-CY.ru