КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА - Страница 2

Луи Мари Оливье Дюшен поддержал гипотезу Дж.Б. Де Росси, что первоначальная редакция «Depositio episcoporum» могла быть создана в понтификат Мильтиада (311–314 гг.). Высказывалось предположение, что перечень праздников, составивший основу обоих календарей, складывался в середине III в. Тем не менее, время включения в римский календарь праздника кафедры апостола Петра исследователям трудно определить, он мог быть внесён в «Depositio martyrum» после 336 г. В «Мартирологе» Иеронима Стридонского, среди источников которого был римский календарь первой четверти V в., праздник кафедры апостола Петра указан под двумя датами, что соответствует галльской традиции V–VI вв. Под 22 февраля в мартирологе значится «память кафедры св. апостола Петра, на которой он восседал в Антиохии» («Natale cathedrae sancti Petri apostoli qua sedit apud Antiochiam»). Упоминание об Антиохии есть во всех основных рукописях, но оно могло быть добавлено при переработке и дополнении мартиролога в Галлии в конце VI в. Скорее всего, как полагают исследователи, к галльским дополнениям принадлежит запись под 18 января: «Кафедра Петра в Риме» («Cathedra Petri in Roma»), в некоторых рукописях: «Освящение кафедры св. апостола Петра, на которой апостол Пётр впервые воссел в Риме» («Dedicatio cathedrae sancti Petri apostoli qua primo Romae Petrus apostolus sedit»). В латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. в Юго-Восточной Галлии, под 22 февраля указано «погребение святых Петра и Павла» («depositio sancti Petri et Pauli»). В установлениях стациональной литургии города Туроны (ныне Тур, Франция) епископа Перпетуя (около 460 – 488/489 гг.) указан праздник «Natale sancti Petri episcopatus». Данные о праздновании кафедры апостола Петра в Риме содержатся в источниках V–VI вв. В письмах императора Валентиниана III, его матери Галлы Плацидии и супруги Лицинии Евдоксии, адресованных императору Феодосию II, говорится о прибытии императорского семейства в Рим (450 г.) накануне «досточтимой ночи апостольского дня», когда в базилике святого Петра на Ватиканском холме совершалась вигилия. В день праздника император посетил базилику, где встретился с папой Львом I Великим и другими епископами, «собравшимися из разных провинций». Поскольку исследователям известно, что в мае 450 г. Валентиниан III уже находился в Риме, они полагают, что в письмах речь идёт не о празднике св. апостолов Петра и Павла 29 июня, а о праздновании кафедры апостола Петра 22 февраля. Сохранилось несколько гомилий на день кафедры апостола Петра, предположительно составленных в Риме в V–VI вв., одна, по мнению исследователей, была произнесена в присутствии императора, скорее всего, Валентиниана III или Прокопия Антемия (467–472 гг.). В гомилиях раскрывалось значение праздника как воспоминания о начале апостольского и епископского служения апостола Петра («diem quo apostolatum uel episcopatum ore Christi indeptus est, quo ei cathedra commissa est»). Это событие связывалось со словами Христа «ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» и с вручением апостолу ключей от Царства Небесного и власти «вязать и разрешать» (Мф. 16:17–19).

 



 
PR-CY.ru