КИРКЕГОР Сёрен Обю - Страница 8

Вскоре после возвращения в Копенгаген, в праздник Пасхи 1843 г., Сёрен Киркегор повстречал Регину Ольсен в храме; обмен взглядами с ней и её дружески обнадёживающий кивок оказали на него столь сильное воздействие, что в смятении чувств он опять покинул Копенгаген и отправился в Берлин, где пробыл с мая по июнь 1843 г. Ответом на «знак» Регины Ольсен стали философская повесть «Повторение» («Gjentagelsen»), написанная за два с небольшим месяца, а также «Три назидательные беседы» («Tre opbyggelige Taler») и первый вариант трактата «Страх и трепет» («Frygt og Bæven»); впоследствии эти три произведения были опубликованы Сёреном Киркегором в один день, 16 октября 1843 г. В автобиографическом сочинении «Повторение», опубликованном под псевдонимом Константин Констанций, герой, безымянный молодой человек, охвачен поиском смысла выпавшего на его долю несчастья – любви, которая не может выразить себя в браке и которую герой воспринимает как кару. Движимый страстным желанием знать, в чём его вина, он мысленно переносит себя на место ветхозаветного Иова (ср. ст. Иова книга), сумевшего отстоять свою невиновность перед Богом и тем самым заслужившего «повторения», т.е. возвращения всех тех богатств, которыми он владел. По словам героя Сёрена Киркегора, «Иову было от чего прийти в отчаяние, лишиться рассудка или обессилеть, совсем опуститься и сдаться на милость Карающего». Однако, как отмечает Сёрен Киркегор, вместо этого Иов «твёрдо упёрся», уверенный в собственной правоте; эта уверенность – «своего рода паспорт, с которым он готов уйти от мира и людей, своего рода документ, аннулированный всеми, но дорогой и нужный ему, за который он крепко держится». Вдохновляемый примером Иова герой в итоге вознаграждается обретением веры. В письмах к своему поверенному, Константину Констанцию (псевдоним которого указывает на то, что он олицетворяет принцип постоянства и противопоставляется мятущемуся главному герою, жизненно заинтересованному в прорыве к новому экзистенциальному состоянию), он пытается через понятие примирения раскрыть таинственную связь между выпавшими на его долю, казалось бы, необоримыми испытаниями, Божьей волей и волей человека. Как и в сочинении «Или – или», при помощи необычной структуры «Повторения» Сёрен Киркегор стремился разрушить общепринятое представление о литературном произведении. Он создал многожанровый текст, стоящий на пересечении философского трактата, психологического исследования и религиозной проповеди, чтобы исключить возможность сведения написанного к какому бы то ни было однозначному истолкованию. Это было мотивировано, прежде всего, тем, что книга, изданная для широкой публики, предназначалась при этом для «одного-единственного читателя» – Регины Ольсен.

 



 
PR-CY.ru