КИРКЕГОР Сёрен Обю - Страница 3

Формулируя свою мировоззренческую и философскую позицию в 1835 г., Сёрен Киркегор отмечал: «Всё дело в том, чтобы найти такую истину, которая была бы истинна для меня, найти идею, ради которой мне бы хотелось жить и умереть… Да и что такое истина, как не жизнь ради идеи?» (эта дневниковая запись Сёрена Киркегора, будучи проникнута гегелевско-романтическим порывом к бесконечности идеи, вместе с тем уже содержала в себе догадку о том, что жизнь сама по себе есть острейшая проблема). В сентябре 1838 г. Сёрен Киркегор опубликовал первую книгу, озаглавленную «Из записок ещё живущего» («Af en endnu Levendes Papirer»), центральное место в которой занимает понятие «жизневоззрения» (Livs-Anskuelse; новое слово датского языка, образованное по аналогии с немецким Weltanschauung, мировоззрение). Поводом для развития этого понятия стала повесть Ханса Кристиана Андерсена (1805–1875 гг.) «Всего лишь скрипач» («Kun en Spillemand», 1837 г.). Формально книга Сёрена Киркегора представляет собой, по мнению исследователей, критический анализ этой повести, однако в действительности адресуемый Х.К. Андерсену упрёк в недостатке «жизневоззрения» у Сёрена Киркегора является поводом для его собственных философских размышлений. «Жизневоззрение» для Сёрена Киркегора – это «нечто большее, чем конспект, или сумма положений, удерживаемая в абстрактной безличности, большее, чем опыт, сам по себе всегда атомистический..., это именно пресуществление опыта, непоколебимая уверенность в себе, которая добывается независимо от всякого опыта». Сёрен Киркегор уподоблял жизневоззрение «странному свету, осветившему жизнь, когда она… становится понятой ретроспективно, через идею». В основе его рассуждений лежала спекулятивно-романтическая интуиция, что единственным мерилом «мирового целого» является «жизнь ради идеи», а также то, насколько отдельный человек обнаруживает в себе решимость соответствовать собственному идеальному видению себя и мира. Гегельянский посыл Сёрена Киркегора не был оценён Х.К. Андерсеном, который впоследствии в автобиографическом сочинении «Сказка моей жизни» иронично отзывался об анализе Сёрена Киркегора: «Чем серьёзнее он толковал поэтическое произведение, тем ошибочнее оно становилось». После смерти отца в августе 1838 г. Сёрен Киркегор получил крупное наследство, позволившее ему впоследствии вести жизнь рантье и издавать книги за свой счёт. Желая выполнить данное отцу обещание окончить университетский курс, Сёрен Киркегор приступил к работе над диссертацией. В это же время он познакомился с дочерью статского советника Региной Ольсен (1822–1904 гг.) и влюбился в неё; через два года, в сентябре 1840 г., следуя своему намерению стать добропорядочным семьянином, Сёрен Киркегор сделал ей предложение. Однако менее чем через год, невзирая на возражения горячо любившей его невесты, Сёрен Киркегор расторг помолвку без объяснения причин; окончательный разрыв последовал в октябре 1841 г.

 



 
PR-CY.ru