КИПРИАН Карфагенский - Страница 10

Трактат «К Деметриану» («Ad Demetrianum») написан около 251 – 253 гг.; адресован некоему язычнику, который часто приходил к Киприану Карфагенскому больше из желания поспорить, чем поучиться, обвиняя христиан в том, что они непочтением к языческим богам навлекли их гнев и потому виновны в обрушившихся на мир бедствиях – войнах, эпидемиях, голоде и засухе. Подобно Тертуллиану, Киприан Карфагенский в опровержение говорит, что причина бедствий заключается, во-первых, в естественной ветхости мира, в котором уже нет прежней крепости и устойчивости и который клонится к закату; во-вторых, в действиях самих язычников, которые прогневали истинного Бога своими пороками, особенно идолослужением и гонениями на христиан. Трактат заканчивается призывом к покаянию и обращению от ложных богов к Богу истинному и живому. Многие затронутые темы впоследствии были развиты Августином Блаженным в первых книгах трактата «De civitate Dei». Исследователи отмечают, что апологетический тон и содержание имеют много общего с Тертуллиановыми «Apologeticum» и «Ad Scapulam», но сатира здесь ещё более острая. Лактанций  критикует Киприана Карфагенского за обильное использование цитат из Священного Писания, которое не было авторитетом для Деметриана, и полагает, что аргументация должна основываться, скорее, на разумных доводах. Однако Лактанций не учитывает, что целью Киприана Карфагенского было не только опровергнуть своего оппонента, но и поднять дух христиан, оказавшихся в опасности потерять крепкую веру из-за нападок язычников. Именно поэтому жанр апологии в конце трактата плавно переходит в жанр протрептика (это – одно из самых оригинальных сочинений Киприана Карфагенского). Трактат «О смертности» («De mortalitate») написан в 252 г., в разгар эпидемии чумы, которая унесла жизни многих людей (другая датировка – 253 г.). Киприан Карфагенский разъясняет, что для христианина означает смерть. Освобождая от страданий временной жизни, смерть ведёт к встрече со Христом. Никто из верующих не должен бояться перехода из сего мира в рай, в наше небесное отечество, где ожидают лики святых и высшее вечное блаженство. Хотя в трактате исследователи видят влияние философии римского стоицизма, особенно Цицерона и Сенеки, мысль Киприана Карфагенского идёт гораздо дальше покорности судьбе и мировому закону, указывая дорогу к личному блаженному бессмертию. По мнению исследователей, трактат «О благотворении и милостыне» («De opere et eleemosynis») написан либо одновременно с предыдущим, либо несколько позже (около 253 – 256 гг.). В трактате говорится о необходимости оказывать помощь нуждающимся, больным и умирающим. Добрые дела необходимы для спасения; они вновь привлекают к нам милость (indulgentia) Божью, являются средством к умилостивлению и удовлетворению Бога и служат очищению от грехов, совершённых после крещения. Содержащиеся в начале и заключении трактата обращения к «дражайшим братьям» могут указывать, по мнению исследователей, на изначальную форму гомилии, которую Киприан Карфагенский впоследствии отредактировал и опубликовал в виде письменного текста. Трактат пользовался в древности большой популярностью; несколько цитат из него были включены в деяния третьего Вселенского собора.

 



 
PR-CY.ru