КИПРИАН Карфагенский - Страница 7

Трактат «К Донату» написан вскоре после крещения Киприана Карфагенского, как полагают исследователи, осенью 246 г.; адресован другу Донату, возможно, ритору или юристу, вместе с которым, по предположению некоторых исследователей, Киприан Карфагенский принял крещение. Он рассказывает о своей прежней жизни, о своём обращении ко Христу и преображающем действии Божьей благодати на человеческую душу, увещевая адресата отвращаться от мирской жизни и проявлять больше рвения к исполнению заповедей Христа. Исследователи отмечают, что стиль трактата многословен, эмоционален и лишён простоты, чем значительно отличается от более «тяжеловесного и умеренного красноречия» последующих сочинений Киприана Карфагенского. Трактат «О суете идолов» («De idolorum vanitate»; другое название – «Что идолы не суть боги» – «Quod idola dii non sint»), по мнению исследователей, относится к числу самых ранних сочинений Киприана Карфагенского. Хотя трактат не упоминается в перечнях трудов Киприана Карфагенского, Иероним Стридонский и Августин Блаженный свидетельствуют о том, что его автором является Киприана Карфагенский. Кроме того, исследования рукописной традиции, языка и стиля, а также богословского содержания трактата дают исследователям серьёзные дополнительные аргументы в пользу авторства Киприана Карфагенского. Всё же вопрос об авторстве до сих пор считается не до конца разрешённым. В трактате много вербальных заимствований и компиляций из сочинений Минуция Феликса («Octavius») и Тертуллиана («Apologeticum», «Ad nationes»). Этот небольшой, по мнению исследователей, трактат представляет собой апологию. Состоит из трёх частей. В первой части Киприан Карфагенский доказывает, следуя аргументации Евгемера (см. ст. Евгемеризм), что языческие боги суть не боги, а обожествлённые после смерти цари, и что нет никакой связи между языческим культом и процветанием Римской империи. Во второй части утверждается, что есть только единый истинный Бог, невидимый и непостижимый. Наконец, в третьей части речь идёт о Христе и домостроительстве спасения. «К Квирину: три книги свидетельств против иудеев» («Ad Quirinum: Testimoniorum adversus Judaeos libri tre») составлены предположительно в 248/249 г., поскольку Киприана Карфагенский использовал материал третьей книги при написании других трактатов, в частности, «De habitu virginum»; адресованы Квирину, которого Киприан Карфагенский называет «возлюбленным сыном». Книги представляют собой собрание цитат из Священного Писания; по мнению исследователей, Киприан Карфагенский опирался на уже существовавшие сборники такого рода. В предисловии к первым двум книгам автор указывает, что в первой книге, состоящей из 24 глав, собраны цитаты, непосредственно относящиеся к антииудейской полемике: о том, что иудеи отступили от Бога и утратили милость Господню, которая была дарована им прежде, и что их место заняли христиане, искренне поверившие Господу. Вторая книга, включающая 30 глав, содержит цитаты, доказывающие «таинство Христа» («Christi sacramentum»), т.е. Его истинное мессианство. Третья книга, самая большая, состоящая из 120 глав, снабжена отдельным предисловием, в котором говорится, что она была составлена по новому запросу Квирина несколько позже двух первых книг, которые, впрочем, здесь не упоминаются.

 



 
PR-CY.ru