КИПРИАН Карфагенский - Страница 9

Трактат «О единстве Церкви» («De unitate Ecclesiae») был написан в конце весны – начале лета 251 г. Поводом к написанию этого важного экклезиологического трактата послужили церковные расколы: Новата и Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме. Хотя трактат был адресован карфагенским верующим и в особенности участвующим в Соборе африканским епископам, из послания Киприана Карфагенского исследователям известно, что он также отправил этот трактат римским исповедникам, когда они были на стороне Новациана и выступали против законно избранного Римского епископа Корнелия. Четвёртая глава трактата сохранилась в двух версиях: в одной из них, более краткой, говорится о примате апостола Петра (так называемой Primatus Textus), в то время как в другой (так называемой Textus Receptus) об этом ничего не сказано. Начиная с XVI в. среди исследователей шли споры о происхождении этих добавлений. В XIX в. В. фон Гартель отверг пассажи о примате как интерполяцию не раньше VI в., поместив их лишь в критический аппарат своего издания. Того же мнения придерживались и другие исследователи XIX в. В начале XX в. Джордж Чапман предложил иное решение. Он показал, что изменения сделаны самим Киприаном Карфагенским, чтобы выразить почтение епископу Корнелию как преемнику апостола Петра, в посланной ему копии трактата. Эта точка зрения впоследствии была поддержана рядом исследователей: Б. Пошманом, Й. Эрнстом, А. д'Алесом и др. Вслед за ними и другие учёные, в частности, Д. ван ден Эйнде, Й. Людвиг и Бевено, также признали подлинность так называемых Primatus Textus, но предложили изменить порядок двух версий: более краткую с добавлениями о папском примате считать первой по времени написания, а «общепринятую» – переработкой первоначальной версии в ходе спора с епископом Рима Стефаном в 255–256 гг., что в настоящее время признаётся наиболее вероятной гипотезой. Однако по версии С. Дж. Холла, пересмотревшего доводы Бевено, Киприан Карфагенский переработал главы 4–5 для епископских чтений на Соборе в мае 252 г. В трактате Киприан Карфагенский расценивает расколы и ереси как изобретение дьявола и отстаивает идею единства церкви («Ecclesiae unitas, sacramentum unitatis»). Далее он говорит о гибельных последствиях церковных расколов, о недействительности таинств, совершённых раскольниками; в конце ещё раз призывает всех верующих удаляться от общения с ними и сохранять единство со своими епископом и пресвитерами. Трактат «О Молитве Господней» («De oratione Dominica»), написан после «De unitate Ecclesiae», в конце 251 г. или начале 252 г. (другая датировка – 250 г.); при работе над ним Киприан Карфагенский опирался на аналогичный трактат Тертуллиана «De oratione», однако, по мнению исследователей, достиг большей глубины и ясности изложения. Состоит из трёх частей. В первой части показано, что Молитва Господня является самой главной для христианина, ибо её даровал Сам Господь; по силе она превосходит все остальные молитвы, поскольку Отцу приятны слова Сына, и когда мы молимся этой молитвой, Сам Сын ходатайствует за нас перед Отцом. Во второй части, которая является центральной, приводится пространное толкование на Молитву Господню. Текст молитвы у Киприана Карфагенского разбит на семь основных частей и несколько отличается от изложения Тертуллиана. В целом Молитва Господня является «кратким изложением (compendium) небесного учения», ибо в ней в сжатом виде содержатся все заповеди Христовы. Наконец, в третьей части Киприан Карфагенский говорит о том, что в молитве необходимо постоянство, бодрствование, сердечная теплота, что молитва должна подкрепляться делами милосердия, а также кратко останавливается на утренней, вечерней и полночной молитве, на обычае молиться в третий, шестой и девятый часы.

 



 
PR-CY.ru