КИПРИАН Карфагенский - Страница 11

Трактат «О благе терпения» («De bono patientiae»), по мнению исследователей, также изначально представлял собой гомилию, произнесённую в первой половине 256 г., на что указывает обращение к «возлюбленным братьям», содержащееся во вступлении и в заключении; впоследствии гомилия была переделана в небольшой трактат (libellus), который Киприан Карфагенский отправил своему корреспонденту епископу Юбаяну вместе с посланием о крещении еретиков, датируемым летом того же года. Здесь исследователи ощущают сильное влияние трактата Тертуллиана «De patientia». Киприан Карфагенский рассматривает терпение в качестве важнейшей христианской добродетели, которая происходит от Бога; она отличается от стоического бесстрастия. Терпение – это уподобление Христу, Который в Своей земной жизни подал наилучший пример терпения, безропотно перенеся все страдания вплоть до крестной смерти. Именно терпение вместе с любовью способно сохранить церковный мир и предотвратить расколы. Трактат «О ревности и зависти» («De zelo et livore»), по предположению, основанному на Житии Киприана Карфагенского, написан вслед за «De bono patientiae», т.е. в 256 г. – начале 257 г.; однако, согласно Х. Коху, более вероятно, что трактат создан не во время спора о крещении еретиков, а в 251–253 гг., после раскола Новата и Фелициссима. В трактате исследователи видят влияние «De patientia» Тертуллиана. Он имеет форму гомилии и посвящён пастырскому анализу двух страстей – ревности и зависти, которые Киприан Карфагенский рассматривает как расставленные дьяволом сети; попав в них, христианин может погибнуть. Зависть и ревность – причина падения самого дьявола, и кто заражён этим грехом, тот ему подражает. Это – корень всех зол, источник бедствий, рассадник грехов, причина преступлений; это – червь для души, яд для мыслей, ржавчина для сердца. Единственное лекарство от ревности и зависти – любовь ко всем, как к друзьям, так и к врагам. Трактат «К Фортунату: Об увещании к мученичеству» («Ad Fortunatum: De exhortatione martyrii»), написан во время гонения, однако среди исследователей нет единого мнения по поводу того, о каком гонении идёт речь – императора Деция (250–251 гг.) или императора Валериана (257–258 гг.). Некоторые исследователи относят его создание к весне 253 г., когда церкви угрожало гонение Требониана Галла, но более вероятно, по мнению других, что трактат написан в гонение Валериана и является самым последним сочинением Киприана Карфагенского. Трактат адресован Туккаборскому епископу Фортунату, принимавшему участие в Карфагенском соборе в сентябре 256 г., и представляет собой своего рода «материал для размышляющих» (materia tractantibus) – собрание цитат из Священного Писания, которое Киприан Карфагенский составил по просьбе Фортуната для поддержания духа христиан в надвигавшемся гонении. Во вступлении излагается план трактата, состоящего из 12 разделов: об идолах и истинном Боге, об идолопоклонстве и о Божьем наказании за него; о том, что после искупления людей Кровью Христовой не следует ничего ставить выше Христа и уклоняться в мирскую жизнь; о необходимости до конца пребывать стойкими в вере и добродетели; о том, что бедствия и гонения служат для испытания христиан; о том, что христианам не следует бояться гонений, ибо Господь силён защитить их; о том, что гонения предсказывал Сам Господь; о том, что праведников и мучеников ожидают небесные награды (последний раздел состоит из двух частей).

 



 
PR-CY.ru