КИПРИАН Карфагенский - Страница 8

Исследователи полагают, что все три книги были объединены позднейшей рукописной традицией. Третья книга представляет собой собрание цитат на нравственно-аскетические и церковно-дисциплинарные темы. Книги «К Квирину...» оказали значительное влияние на развитие латинской гомилетики; кроме того, они являются важнейшим источником сведений по истории текста латинской Библии. Трактат «Об одежде дев» («De habitu virginum») написан, по мнению исследователей, в 249 г., вскоре после посвящения Киприана Карфагенского во епископа. Основным тематическим источником для этого небольшого нравственно-аскетического сочинения послужил трактат Тертуллиана «De cultu feminarum». Киприан Карфагенский призывает к хранению церковной дисциплины, что, как предполагают исследователи, было связано со случаем, когда принявшие обет целомудрия девы жили под одной крышей с клириками. Он обращается к девам, которых называет «цветком церковного стебля, красой и украшением духовной благодати, цветущим потомством, нетронутым и неповреждённым созданием хвалы и чести, образом Божьим, отражающим святость Господа, славнейшей частью стада Христова». Киприан Карфагенский увещевает дев, чтобы они, избрав путь девства, украшали себя не внешними нарядами и уборами, которые суть изобретение лукавого, а воздержанием, целомудрием, непорочностью, скромностью и другими добродетелями. Истинные блага суть духовные, поэтому те девы, которые имеют богатство, должны тратить его на дела милосердия, а не на роскошные одежды. Сохраняя непорочность и целомудрие, девы уже в этом мире становятся равными ангелам Божьим, а в будущем веке в награду удостоятся ещё большей благодати и почестей (впоследствии Августин Блаженный рассматривал стиль этого трактата как образец для молодых христианских проповедников). Трактат «О падших» («De lapsis») написан в марте-апреле 251 г., после возвращения Киприана Карфагенского в Карфаген после гонения Деция (другая датировка – конец 250 г. – начало 251 г.). Это – церковно-дисциплинарный трактат, главный вопрос которого – о присоединении к церкви падших во время гонения. Исследователи предполагают, что трактат был прочитан на Карфагенском соборе 251 г. под председательством Киприана Карфагенского и стал основой для решения вопроса о падших для всей Африканской церкви. Киприан Карфагенский благодарит Бога за окончание гонения и воздаёт хвалу мученикам и исповедникам – «славной когорте воинов Христовых», которые показали достойный пример для всех остальных. В своё оправдание Киприан Карфагенский говорит, что «попасть в руки язычников и там исповедать Господа – это первое победное отличие; осторожно скрыться, чтобы благодаря этому сохранить себя для Господа, – это вторая ступень к славе». Основной текст трактата – главы 4–36. Киприан Карфагенский воспринимает гонение на христиан как посланное Господом испытание за нарушение церковной дисциплины в мирный период. Он разделяет падших на несколько категорий. Во-первых, это те, кто принесли жертвы идолам и отреклись от своей веры добровольно после первых же угроз, из страха потерять своё имущество; такие с трудом могут заслужить прощение. Киприан Карфагенский предупреждает исповедников, чтобы они не заступались за таких людей, ибо снисхождение в подобных обстоятельствах может помешать должному искуплению их вины. Во-вторых, это те, кто были сломлены только после пыток и истязаний; такие заслуживают снисхождения (excusatio miserabilis). В-третьих, это либеллатики, т.е. получившие ложное свидетельство (libellus) о совершении жертвоприношения, которые хотя и не осквернили своих рук, но запятнали совесть. Так или иначе, все падшие должны быть допущены к покаянию, после которого могут получить отпущение грехов через священников.

 



 
PR-CY.ru