КИПРИАН Карфагенский - Страница 52

Одно из первых византийских изображений Киприана Карфагенского сохранилось в наосе храма монастыря Осиос Лукас (1030 – 1040 гг.), он представлен на одном из сводов (вместе со святыми Спиридоном, Сильвестром и Ахилием) в рост, с епископским омофором; средовек с серыми, расчёсанными на прямой пробор волосами, средней длины бородой, в его руках – книга в драгоценном окладе. Самое большое число изображений Киприана Карфагенского сохранилось в иллюстрированных рукописях 16 литургических гомилий Григория Богослова (Назианзина), подавляющее большинство которых исследователи относят ко второй половине XI – началу XII вв. На миниатюрах из гомилий Киприан Карфагенский обычно представлен как седовласый старец с недлинной бородой, в епископских одеждах, иногда с книгой в руке. Образы Киприана Карфагенского, представленного в рост, стоящего или склонившегося перед Григорием Богословом, или сидящего и ведущего разговор с ним, или в сцене мученичества (как, например, в рукописях Исторического музея) служат иллюстрациями к 24-й гомилии Григория Богослова. В некоторых рукописях показан Григорий Богослов, произносящий проповедь о Киприане Карфагенском предстоящим перед святителем. В рукописи из Туринского униерситета художник по ошибке помимо усекновения главы святого изобразил также традиционную сцену успения: Киприан Карфагенский лежит на смертном одре, Григорий Богослов произносит надгробную речь в присутствии диаконов и епископов. В отдельных случаях образ Киприана Карфагенского смешивали с образом Киприана Антиохийского, почитаемого вместе с мученицей Иустиной. Так, в рукописи полной редакции гомилий Григория Богослова, созданной, как полагают исследователи, в начале IX в., святые Киприан и Иустина представлены на развороте листов; их изображения иллюстрируют 24-е Слово Григория Богослова. Обоих Киприанов обычно изображали бородатыми старцами в епископских одеждах, поэтому при отсутствии пояснительных надписей Киприана Антиохийского исследователи готовы точно идентифицировать только при наличии образа мученицыы Иустины рядом с ним. В греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов – Российская национаальная библиотека, конец XV в.) образ Киприана Карфагенского близок к описанию в Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.): «Не стар, кудряв, с длинной, раздвоенной бородой». Именно так он изображён и (погрудно) в соборе Святой Софии в Киеве (1030 – 1040 гг.).



 
PR-CY.ru