КИРИЛЛ, Белый - Страница 9

Самая ранняя молитва Кириллу находится в сборнике Житий вологодских святых (Государственный исторический музей, третья четверть XVII в.). Составитель сборника после Жития Кирилла поместил молитвы Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, составленные, по его утверждению, Кириллом (исследователи отмечают, что в Житии Кирилла этих молитв нет), затем молитву, обращённую к Кириллу, но она в сборнике прерывается вместе с окончанием листа. Указанные молитвословия известны исследователям в единственном списке. Напротив, созданная вместе с Лицевым сборником молитва «О Божественная, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненая, преподобне отче…» известна во множестве списков. В сборниках, посвящённых Кириллу, эта молитва, по мнению исследователей, заменила собой службу преподобному, которая с начала XVIII в. переписывалась всё реже. Следующая по времени появления молитва «О преподобный и богоносный отче наш Кирилле, помилуй мя и помолися о мне, грешнем» исследователи обнаружили в сборнике Российской государственной библиотеки, первая четверть XVIII в., воспроизведена в сборниках иеродиакона Кириака (Ястребенского), создавшего цикл молитвословий Кириллу. В сборнике Государственного исторического музея (1746 г.) первая молитва к Кириллу – из Лицевого сборника, последняя – из сборника Российской государственной библиотеки; две другие, по мнению исследователей, были составлены Кириаком: «О преподобне отче и всеблаженне авво великий Кирилле…», «О священная главо, преподобне отче преблаженне авво Кирилле великий…» (последняя написана как моление монастырской братии). Завершается цикл молитв тропарями и кондаками на день преставления и на день обретения мощей Кирилла. При создании сборника Государственного исторического музея иеродиакон Кириак добавил ещё одну молитву к Кириллу. Некоторые из этих молитвословий переписывались позднее составителями других сборников (Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека). Широкое распространение получил акафист Кириллу, изданный в 1860 г. Почти не известен акафист, написанный в середине XVIII в., как полагают исследователи, в связи с подготовкой Лицевого сборника Российской государственной библиотеки. Акафист помещён внутри богослужебного последования со стихирами и каноном. Текст заканчивается «плетёнкой», в которой автор зашифровал своё имя: «Блаженному Кириллу иерей недостойный Василий Лапсирский (Лапрский, Лаврский?). 1756» (дата указана дважды: славянскими буквами и цифрами). Литературным образцом для иерея Василия послужил акафист Николаю Чудотворцу, неоднократно переиздававшийся в XVIII в. в Киеве в сборниках канонов и акафистов. Сведения о Кирилле иерей Василий заимствовал из Жития преподобного. В акафисте пересказываются чудеса о нападении разбойников, о сослужившем Кириллу ангеле, о князе И.В. Пенкове, о царе Иване IV Васильевиче Грозном, упоминается «неложное пророчение» святого.

 



 
PR-CY.ru